Многие эксперты и энтузиасты рынка информационных технологий, вдруг обнаружили, что оптимизм в технологической отрасли сменяется страхом и озабоченностью относительно чрезмерного влияния электронных корпораций на жизнь граждан.
Надуманы или обоснованы эти опасения, пока доподлинно не ясно. Но, готовность общества к открытости, поставлена под сомнение, так сказать, в «глобальном», «планетарном» смысле.
Самое интересное, но кризис «цифровой экономики» возвращает общество к, казалось бы, решенному вопросу регулирующей роли государства. Впрочем, в такой постановке вопроса предельно много лукавства, поскольку госрегулирование вполне обильно в абсолютном большинстве стран и очень интересно, как при таком подходе американский бизнес, например, продолжает оставаться достаточно гибким и способным к развитию.
Интересно, но сама по себе виртуальная экономика базируется на государственных ресурсах и даже частично (например, GPS) управляется госструктурами. Свобода Интернета определяется невмешательством, не более.
Но, результаты не радуют. Фактически новые стартапы не рождают независимость, а загодя «затачиваются» под покупку интернет-гигантами. Это не напоминает свободный рынок даже при снисходительном рассмотрении. Второй элемент кризиса – собственно «фейсбучный скандал». Потребитель как-то незаметно сам превратился в объект торговли, и этим нужно что-то делать. Кое-что уже делается. Например, регулирующие нормы внедряются или вскорости будут внедрены и в работу с персональными данными и в мониторинг их использования. Второй механизм, опробованный в Индии – собственно государственные платформы идентификации, или гораздо более широко распространенные порталы госуслуг. Но, при всех успехах подобных усилий, говорить о разрешении кризиса было бы преждевременно.