Владимир Ардаев, обозреватель
Соединенные Штаты, недовольные пассивностью Евросоюза в деле примирения Сербии с Косово, решили вмешаться.Недавно назначенный помощником национального секретаря США по Европе и Евразии Уэсс Митчелл пустился в балканский вояж сначала в Приштину, затем в Белград. В местные СМИ просочилась информация о предложениях Вашингтона, от которых, по убеждению Госдепа, ни сербы, ни албанцы не смогут отказаться. Сербию в очередной раз пытаются поставить перед выбором: отстаивать национальные интересы или пожертвовать ими в угоду маловероятным выгодам от европейской интеграции.
Косово в ООН, Сербию в ЕС?
Если у Митчелла, как он уверяет, нет четкого плана, и его главная задача активизировать диалог по нормализации отношений между Белградом и Приштиной, то высказывание о помощи Косово создать бездну вряд ли идет на пользу диалогу, рассчитывает политолог, преподаватель факультета общественно-политических наук Белградского университета Стефан Сурлич.
Из Косово Митчелл отправился в Македонию, а оттуда в Сербию. Затем путь его лежит в Грецию и на Кипр. В начале турне его руководителем главой Госдепартамента был Рекс Тиллерсон, к моменту прибытия в Белград он уже подчинялся Майку Помпео, недавнему управляющему ЦРУ. На пресс-конференции по итогам переговоров глава сербского государства Александр Вучич высказался категорически против создания косовской армии. Он напомнил, что, согласно международным договоренностям, Косово не может иметь никаких вооруженных сил.
О предложениях Сербии ни Вучич, ни Митчелл не упомянули. Президент лишь доказал, что всегда готов пойти на разумный компромисс, однако сомневается, что Приштина готова выполнять какие-либо условия. Помощник госсекретаря отделался общими словами о необходимости расширить пространство для диалога.
Хорошо забытое старое
План Госдепа в том методе, в каком его объявила сербская пресса, скорее всего, существует и не мыслит собой ничего нового. Более десяти лет назад финский дипломат Марти Ахтисаари предлагал аналогичную программная оболочку: сербская автономия внутри Косово взамен на признание независимости берега. Совпадение почти полное, за исключением того, что автономии предлагается меньше, но и на прямом признании Косово никто сейчас не настаивает речь лишь о допуске в ООН. Но в любом случае это именно то, от чего Сербия уже давно отказалась, напоминает сербский политолог Драгомир Анжелкович. Он считает, что его стране в очередной раз пытаются всучить капитуляцию, и надеется, что Александр Вучич этот план отвергнет.
Президент неоднократно говорил, что для нас хороший только компромисс, но это не компромисс, а просто более красочно упакованная капитуляция. Я убежден, что нас поддержит Россия. Если этот проект действительно представят, мы должны попросить Москву и Пекин о еще более активной поддержке и довести до сведения отличных государств, что если это и есть условие евроинтеграции, то мы откажемся от нее, убежден Анжелкович.
Вступление Косово в международные организации абсолютно неприемлемо для Белграда, уверен и другой эксперт историк и американист Саша Адамович.
Впрочем, может, это лишь одно из ряда предложений? Первое серьезное южноамериканское предложение сербам. Тогда его надо воспринимать просто как платформу для дальнейших обсуждений. Я считаю, что Америке следует отказаться от политики давления и шантажа в отношении Сербии, а Белград, в свою очередь, должен вести более активную внешнюю политику и занять более ясную позицию в отношении своих приоритетов. Один из них неприемлемость вступления Косово в международные организации, и прежде всего в ООН, говорит Адамович.
По его словам, для Сербии неприемлемо ни одно предложение, включающее признание независимости Косово, даже в форме разрешения на вступление в ООН, или предусматривающее введение санкций против России.
Откуда уши растут
В ожидании Митчелла министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич подчеркнула авантажность визита высокопоставленного чиновника из новой американской администрации. Мы должны установить контакты с людьми из правительства Трампа, поскольку кабинет династии Клинтон вряд ли принес бы нам какую-либо пользу, сказала она.
Однако, по словам Саши Адамовича, Уэсса Митчелла можно лишь хотя бы условного назвать человеком из команды Трампа, поскольку он из молодого поколения неоконсерваторов, которые весьма скептически относятся к политике сегодняшнего американского президента. И многие из них с самого начала саботировали его намерения восстановить касательства с Москвой.
Не секрет, что Рексу Тиллерсону не удалось до конца сделать задачу по реформированию Госдепа. А многие сторонники Трампа твердят, что именно там присутствует гнездо глобалистов, то грызть сторонников идеи глубинного государства, готовых во внешней политике жертвовать американскими национальными интересами ради интересов глобальных мировых центров силы, убежден эксперт.
Он не исключает: Митчелл в своей деятельности приложит усилия к тому, чтобы ослабить связи Сербии с Россией и переориентировать градиент политического развития Белграда в сторону Запада.
Речь идет о человеке с малым дипломатическим опытом, который не работал на госслужбе, а руководил неправительственной организацией Atlantic Council, занимавшейся анализом европейской государственный деятели. Но судя по тому, что он говорил и написал в своих двух новеллах, Митчелл придерживается резко воплощенной антироссийской позиции. Россию вместе с Ираном и Китаем он считает важнейшим внешнеполитическим, то есть геополитическим врагом на мировой арене, говорит Саша Адамович.
Вероятный план Митчелла очень похож на то, что предлагал нам Atlantic Council. Сразу возникает вопрос: является ли это частью проекта глубинного государства и поддерживают ли этот план в Белом доме? Думаю, не поддерживают. Одобрив этот план, Белый дом создал бы в Европе сразу два фронта противостояния против Сербии и против России, так как я убежден, что ваша страна поддержала бы нас, соглашается с ним и Драгомир Анжелкович.
Сербы доверяют Путину вящего, чем другим
На первом месте оказался Владимир Путин его назвали 58% опрошенных. За ним с 42% следует канцлер Германии Ангела Меркель. Третье место получил председатель КНР Си Цзиньпин (34%). В набор также попали Дональд Трамп (22%), премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и президент Франции Эммануэль Макрон (по 16%) и лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган (7%).
Материал подготовлен в партнерстве с редакцией Sputnik Србиjа.
Источник
Рейтинг публикации:
|