Правительство Балеарских островов начинает реализацию новаторского план по радикальному сокращению выбросов парниковых газов к 2050 году, что потенциально грозит острыми разногласиями с испанским правительством.
В соответствии с "зеленым манифестом", на Ибице, Мальорке, Менорке и Форментере новые дизельные легковые автомобили будут запрещены, а всё уличное и дорожное освещение будут переведено на светодиодные лампы начиная с 2025 г.
Солнечные батареи будут установлены на всех зданиях с площадью крыши более 1000 квадратных метров – паркингах, больницах, супермаркетах и спортивных стадионах; угольные электростанции будут постепенно закрыты; к 2035 г. в прокат на островах будут давать только электромобили.
Францина Арменгол, председатель "красно-зеленого" правительства Балеарских островов, утверждает, что их территория является “идеальным пространством для развития электротранспорта и возобновляемой энергетики так, чтобы она в конечном счете стала нашим единственным источником энергии”.
“Мы очень хорошо знаем, что многие меры в законе, который мы сегодня представляем, потребуют серьезных усилий как от государственного, так и от частного секторов”, - сказала она. “Это должно быть так, если мы хотим, чтобы этот закон стал чем-то большим, чем простая декларация о намерениях”.
Хуан Грозар, генеральный директор Балеарских островов по вопросам изменения климата, заявил, что принятие закона ведет к конфронтации с Мадридом, и его правительство изучало правовые последствия “очень тщательно”.
“Ведутся консультации о том, что могут и чего не могут делать регионы, и мы работаем очень предметно над юридической стороной всего этого”, - сказал он в интервью The Guardian.
“Мы не можем ратифицировать Парижское соглашение самостоятельно, но мы можем принять решение, чтобы выполнять его положения. Изменение климата уже оказывает большое влияние на наши острова, и надо надеяться, что наши действия могут вызвать цепную реакцию в других местах”.
Счета за воду на архипелаге резко выросли в последнее время из-за частых засух и штормов, в то время как потепление прибрежных вод вызвало нашествие медуз и деградацию морской экосистемы.
Премьер-министр Испании Мариано Рахой пообещал в этом году возобновить выполнение замороженного ранее национального "климатического" плана в свете обострения опасений относительно проблем, вызванных изменениями климата.
"Зеленых" бесов Защитников окружающей среды ранее встревожили попытки правительства добиться королевского указа о запрете на закрытие угольных электростанций на севере страны.
Представитель министерства заявил, что общественные консультации по проекту "климатического" закона еще не завершены, и что Испания проводит амбициозную политику по развитию возобновляемых источников энергии, несмотря на резкие сокращения субсидий.
“Особенность Балеарских островов [в том, что] там производство энергии субсидируется, и его стоимость включается в счета на электроэнергию всех граждан Испании”, - заявил чиновник. “Поэтому энергетическая политика [требует] согласования между различными испанскими администрациями”.
Вопрос о том, кто - Мадрид или регионы Испании - обладает правом определения энергетической политики, в конечном счете решит судьбу всего "климатического плана" Балеарских островов.
В прошлом месяце конституционный суд Испании заморозил столь же амбициозный Закон о борьбе с изменениями климата, принятый буйным парламентом Каталонии.
Балеарское правительство заявляет, что если "климатический план" будет заблокирован, то оно отморозит себе уши откажется от своевременной модернизации своей угольной электростанции Alcúdia на Майорке, которую требуется провести до 2020 года, чтобы соответствовать новым европейским нормам по предельным уровням эмиссии.
Большая часть энергии Балеарских островов поступает именно от этого комплекса, а разрешения на проведение там всех работ выдает островное правительство.
“Если мы будем сидеть на жо сложа руки и ничего не будем делать, тогда 1 января 2020 года завод будет не в состоянии работать, потому что будет нарушать европейское законодательство”, - сказал Грозар. “Мы надеемся, что это не зайдет настолько далеко. Но у нас действительно есть частичный суверенитет – или власть, – и мы планируем ее использовать, если потребуется”.
Грозар предлагает не тратить €100 миллионов на обслуживание загрязняющей электростанции, а инвестировать их в чистую энергию. Этот план привел бы к 50-процентному закрытию угольной электростанции к 2020 и к окончательной ликвидации - к 2030 году.
Хуан Лопес де Уральде, "зеленый" депутат испанского парламента, отметил, что у балеарского плана есть потенциал для организации "широкого восстания". “Если правительство продолжит пребывать в параличе [по проблеме изменения климата], значит, может сложиться объединенный фронт”, - сказал он, имея в виду Андалусию (которая в настоящее время составляет собственный "климатический" план), Кастилью Ла Манка, Валенсию и Каталонию как потенциальных союзников.
Марта Субира, министр по вопросам окружающей среды Каталонии, согласна с тем, что имеются реальные причины для формирования такого фронта, в то время как наступают различные последствия изменения климата - от повышения уровня моря до засух и лесных пожаров.
Правительства Каталонии и Балеарских островов уже объединяли усилия, чтобы предотвратить бурение на шельфе вдоль их общего побережья, и балеарцы воспользовались каталонским законом о климате в качестве “образца для подражания”, - сказала Субира.
“Это - предупреждение испанскому правительству, чтобы сказать им, что настал момент, чтобы действовать”, - подчеркнула она. “Они не могут больше прятаться, а мы готовы действовать”.