Убийство сербского политика Оливера Ивановича в Косовской Митровице, произошедшее на прошлой неделе, в очередной раз напомнило о комплексном характере косовского вопроса, решение которого давно перестало быть внутренним делом сербов и албанцев. Своё мнение о том, как косовский вопрос влияет на политику официального Белграда, высказала EADaily директор Центра геостратегических исследований (Сербия) Драгана Трифкович.
Трагическое убийство одного из ведущих сербских политиков Косово и Метохии серьезно взволновало общественность и вызвало переосмысление многих фактов. Очевидно, речь идет о заказном убийств, и сложно поверить, что оно когда-нибудь будет раскрыто, как и многочисленные убийства сербов в Косово и Метохии, которые происходили раньше. Сербия остановила работу многих своих государственных институтов на территории Косово и Метохии, оставив сербов на милость конституционно-правовой системы лжегосударства Косово. Со дня подписания Брюссельского договора, в котором было обозначено, что сербская полиция и правосудие интегрируются в косовскую систему, Сербия практически потеряла любой контроль над своим южным краем. Заявления о том, что Брюссельское соглашение способствовало улучшению ситуации с безопасностью сербов в Косово и Метохии, и что сербы реализуют свои права через участие в политических институтах Косово, в чем их поддержал Белград, оказались неточными.
Согласно данным, которыми располагает движение сербов Косово и Метохии «Отечество» из Косовской Митровицы, на Севере Косово с момента подписания Брюссельского договора до настоящего времени произошли многочисленные акты насилия. Было сожжено более ста автомобилей, убиты пять сербов, совершены десятки вооруженных нападений на политических противников действующей косовской власти, и при этом никто так и не был призван к ответу. Также они утверждают, что с 2002 по 2013 год не был убит ни один серб — ситуация резко ухудшилась после того, как были снесены баррикады, отделявшие сербов от албанцев, и утверждена полноценная граница между Центральной Сербией и Косово, за чем последовало упразднение институтов сербского государства в крае. Дополнительные противоречия между косовскими сербами вызвал «Сербский список» — партия, которую Белград сформировал по договоренности с Приштиной, и которая участвует в работе косовских органов власти. Сербский народ в Косово столкнулся с большим разочарованием и унижением не только потому, что не были реализованы его ожидания, порождённые обещаниями официального Белграда, но и потому, что косовским сербам были навязаны противоположные политические решения через кадры «Сербского списка», которые не пользуются авторитетом среди косовских сербов.