Что стоит за последними громкими заявлениями из Вашингтона? Об этом рассказал эксперт по международной политике, бывший глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми.
Екатерина Барова, «АиФ»: Признание президентом США Иерусалима столицей Израиля вызвало бурю эмоций в арабском мире, заговорили об угрозе новой «кровавой бани» на Ближнем Востоке. Вы же утверждаете, что это заявление Трампа всего лишь рекламный ход. Почему?
Яков Кедми: Во-первых, он не уточнил, о каком Иерусалиме речь. Отделался расплывчатым заявлением — Иерусалим вообще, а в каких границах, будет решено на переговорах. Фактически речь идёт только о Западном Иерусалиме. Простой пример: недавно Трамп был у нас в Израиле, посетил Стену плача (она находится на территории Восточного Иерусалима, принадлежность которого Израилю мировое сообщество не признаёт. — Ред.). Так вот, по требованию США никто из наших госпредставителей не мог сопровождать американскую делегацию. В Штатах не хотели, чтобы кто-то решил, будто они признают принадлежность Стены плача Израилю. И ещё — зачем рассуждать о «начале подготовки» к строительству посольства США в Иерусалиме, если там уже есть их консульство? Поменяйте вывеску — и всё. Поэтому, конечно, заявление Трампа — просто рекламный трюк! Американцы не решились и не решатся признать Восточный Иерусалим израильским. Это значило бы нарушить все резолюции ООН. Кстати, на следующий день после «признания» Трампа было заявлено, что все карты мира в США остаются такими же, как были, — со столицей Израиля в Тель-Авиве. В России, когда она этой весной официально признала Западный Иерусалим столицей еврейского государства, было дано указание отразить это решение на всех картах!
— На кого же в таком случае рассчитана эта реклама?
— Американцы нарочно наводят тень на плетень. Мол, пусть те, кто мечтает о едином Иерусалиме, думают, что мы признали, а другие пусть думают по-другому. Это больше работа на публику, причём американскую. Решение Трампа продиктовано скорее его собственным положением внутри страны, попытками укрепить свои позиции и получить поддержку Демпартии, которая до этого жёстко была против него.
— То, что в США трубят о своей победе в Сирии, а Россия там, дескать, мимо проходила, — это тоже рекламный трюк?
— В Сирии совершенно всё ясно: Россия добилась военной победы, отстояла режим Асада. Помогла решить проблему ИГИЛ (запрещена в РФ). Остались небольшие военные действия, которые скоро закончатся. А то, что американцы приписывают эту победу себе... После того как сегодня каждый американец уверен, что это США победили во Второй мировой войне, стоит ли вообще чему-то удивляться?
— Асад тоже победил или Штатам всё-таки удастся его скинуть?
— Проблема Асада — это внутрисирийская проблема. У России была одна задача — не дать довести Сирию до состояния Ливии или Ирака. И она удачно решена.
— Ну, мирную Сирию, у которой есть нефть, наверное, не оставят в покое «западные партнёры»?
— До мирной Сирии на самом деле ещё далеко. Для этого там должно быть государство с устойчивой политической системой и без присутствия иностранных войск, за исключением российских, которые там находятся легально, по просьбе правительства.
Вообще, конечно, та же Европа, как показал пример Ирана, ринется в Сирию, где будут большие контракты. Там же не только нефть, там есть море (потенциал для развития туризма), газ, и эти газовые месторождения ждут своих разработок. Хочу напомнить, Асад сказал: «право первой брачной ночи» принадлежит России, поскольку она спасла Сирию.
— Асад Европу не ждёт, а вот Украина — наоборот. После того как глава украинского МВД заявил, что Минск-2 не работает, многие националисты заговорили о начале новой войны — мол, НАТО и Европа помогут людьми, а США — летальным оружием.
— Глупости! Война России против НАТО на Украине невозможна. Даже если армия РФ пройдёт походным маршем до Львова, ни один западный солдат не пойдёт проливать кровь. А цель Минских соглашений всё-таки была одна — немножко сбавить напряжённость и потянуть время. Вопрос Донбасса и Украины в целом, я думаю, решится летом 2018 г. После российских президентских выборов и чемпионата мира по футболу.
— Это будет мирное решение?
— Не уверен. Судя по тому, что сегодня творится на Украине и кто там правит бал, мирное решение вряд ли возможно.
— В отношениях Москвы и Вашингтона тоже о мире говорить сложно — скорее уж о новой холодной войне. Взять хотя бы наезды на наших журналистов в Штатах. Это антироссийская истерика или что-то посерьёзнее?
— Увы, ещё не вечер! Потому что проблема России возникла из-за внутриполитической борьбы в США. Самые дикие решения против РФ принимаются лишь для того, чтобы как-то усилить или, наоборот, ослабить Трампа. Возможны попытки перевести санкции в финансовую область и т. д. Я не думаю, что отношения РФ и США скоро наладятся. Вероятно, все ждут выводов комиссии по расследованию участия Москвы в американских выборах. Когда они будут объявлены, будет или новый виток санкций, или Трамп попытается рассчитаться со своими противниками.