Киев нашел решение языковой проблемы нацменьшинств
«Приятный разговор с венгерским коллегой. Этнических венгров в Закарпатье уже даже не 100 тыс., люди покидают регион», – написал накануне в Твиттере глава МИД Украины Павел Климкин. «Позитивный» настрой киевского дипломата не развеяли даже свежие новости из Будапешта о блокировании Венгрией сотрудничества НАТО с Украиной. Что же на самом деле происходит вокруг закарпатских венгров?
«Министерскую встречу ОБСЕ завершаем на позитиве. Приятный разговор с венгерским коллегой Петером Сийярто. Этнических венгров в Закарпатье уже не 150 тыс., даже не 100 тыс. – люди покидают регион» – такое удивительное по содержанию сообщение оставил в пятницу в Twitter глава МИД Украины Павел Климкин.
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, который ранее грозил Киеву разнообразными санкциями в связи с нарушениями языковых прав венгров Закарпатья, был явно не «на позитиве». В заявлении министра, опубликованном перед встречей глав МИД ОБСЕ, говорилось: Будапешт обеспокоен тем, что в регионе (где, по оценке Сийярто, живут все-таки 150 тыс. венгров), происходят националистические демонстрации с надругательствами над национальными символами Венгрии. Сийярто призвал направить в регион наблюдательную миссию ОБСЕ.
Еще одним малоприятным известием для Киева стало сообщение, пришедшее из Будапешта уже в пятницу утром, после «приятного разговора» Климкина и Сийярто. Стало известно о решении премьер-министра Венгрии Виктора Орбана блокировать программу расширения сотрудничества между Украиной и НАТО.
Заявление Климкина о том, что массовое бегство с Украины этнических венгров (и украинских граждан) есть нечто позитивное, многих поставило в тупик. На этом фоне осталось практически незамеченным: глава МИД Украины привел нечто похожее на конкретные численные данные. Соответствуют ли действительности эти цифры?
Тенденция к снижению – и дело не только в невысокой рождаемости
«То, что численность венгерского населения уменьшается, – это факт. Многие уезжают временно, многие на постоянное место жительства. Но по цифрам сказать сложно – переписи населения на Украине не было более 15 лет», – сказал газете ВЗГЛЯД глава Демократического союза венгров Украины Михаил Товт. Действительно, отсутствие на Украине свежих и точных статистических данных мешает оценить правоту заявления Климкина. Но тенденцию уловить вполне возможно.
По советской переписи 1989 года, на Украине жили 163 тыс. венгров (при общей численности населения Закарпатья 1,25 млн), по последней переписи 2001 года – 156 тыс. (численность населения Закарпатья – те же 1,25 млн).
В 2011 году Центральное статистическое управление Венгрии (KSH) подготовило доклад о численности венгров в стране и сопредельных государствах. Из доклада следовало: количество венгерского населения в Закарпатье – уже 141 тыс., притом что общая численность жителей региона осталась в целом прежней – чуть менее тех же 1,25 млн.
«У венгров и рождаемость невысока», – заявил газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, эксперт по Венгрии Александр Стыкалин. Но дело не только в естественной убыли населения.
Еще в 1998 году, когда нынешний премьер Виктор Орбан в первый раз занял премьерское кресло, были облегчены возможности получения венгерских паспортов этническими венграми в соседних странах. «Многие украинскоподданные венгры воспользовались этим. Они имеют и украинские, и венгерские паспорта», – отметил Стыкалин.
А в 2011 году парламент Венгрии принял закон, еще более облегчивший получение диаспорой паспортов этой страны. Была предусмотрена упрощенная процедура. К этому же времени и относится доклад KSH, зафиксировавший заметную убыль венгерского населения Закарпатья. По оценке Александра Стыкалина, о некоем «массовом бегстве» венгров говорить не приходится, но молодое поколение активно переезжает с Украины – точнее, «они все время ездят между двумя странами».
Точное количество розданных венгерских паспортов не афишируется, но сообщается, что активная раздача их шла в приграничном Береговском районе (75% населения – венгры). Громче всех этим обстоятельством возмущался одесский экс-губернатор Михаил Саакашвили – в марте этого он года заявил, что паспорта Венгрии уже получили 200 тыс. жителей Закарпатья (что, как можно убедиться, больше заявленной численности венгерской общины). Добавим, что, по утверждению Саакашвили, еще более тревожная ситуация – в Черновицкой области, где 20% населения составляют румыны и молдаване. Паспорта Румынии здесь получили уже 300 тыс. человек – треть населения региона.
Губернатор Закарпатья Геннадий Москаль, в отличие от Саакашвили, не увидел особой проблемы в раздаче венгерских паспортов. Зато он подверг критике новый украинский закон об образовании (ставший поводом для международного скандала).
Нет образования, нет нацменьшинств – нет проблемы
Ограничение преподавания на национальных языках, как известно, стало катализатором для возмущения и в Будапеште, и в венгерской общине Закарпатья. «Мы требуем оставить за венграми Закарпатья право обучаться на венгерском!» – заявил на днях газете «Известия» вице-спикер Закарпатского облсовета, лидер Партии венгров Украины Йожеф Борто. Он же, кстати, поддержал и требования сохранить преподавание на русском языке: «Нельзя, чтобы получилось так, что одни нацменьшинства имеют право учиться на родном языке, а другие – нет. Закон не должен дискриминировать в том числе и русский язык».
Но Киев, даже невзирая на недовольство сопредельных стран ЕС – Венгрии, Польши и Румынии, очевидно, не намерен пересматривать свою национальную политику. Украинский закон об образовании также является одной из причин того, что венгры уезжают, уверен венгерский политолог, профессор Будапештского университета Тамаш Краус. «Люди, привыкшие к свободному изучению родного языка в школе, чувствуют, что здесь непорядок, они начинают бояться», – подчеркнул Краус в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Как отмечает Александр Стыкалин, заявления, подобные тому, что сделал Климкин, «позволяют какому-нибудь чиновнику в Киеве сделать вывод: дескать, зачем учить тех же венгров, когда их с каждым годом становится все меньше».
Таким образом, национальный вопрос «решается» по принципу «нет людей – нет проблемы». Но, во-первых, проблемы остаются и только накапливаются, примером чему может служить сегодняшнее решение Орбана блокировать общение Киева и НАТО. А во-вторых, проблема оттока населения имеет отношение не только и не столько к нацменьшинствам, сколько к украинскому большинству. И это проблема, о которой киевское руководство предпочитает не говорить.
Численность населения Украины завышена на 20 млн
В минувшее воскресенье бывший министр труда и социальной политики Украины, депутат Верховной рады от «Оппозиционного блока» Михаил Папиев сообщил:
«По статистике, украинцев 42,3 млн, то есть это мощная европейская страна (по переписи 2001 года, на Украине жило значительно больше – 48,4 млн человек – прим. ВЗГЛЯД). По расчетам, которые мы провели вместе с экспертами и Институтом демографии Академии наук Украины, сейчас оптимистичный показатель – 32 млн граждан Украины». Он пояснил, что в анализе не учитывалось население Крыма, а также ДНР и ЛНР.
Схожий вывод делает киевский политолог Михаил Павлив, экстраполировавший официальные данные Госкомстата Украины по производству и потреблению хлеба на демографические показатели. Он пришел к выводу,
«что реальное население страны на данный момент вряд ли составляет больше 30 млн человек».
«Остальные либо выехали, либо регулярно отсутствуют в стране, находясь в трудовой миграции», – констатировал эксперт.
По оценке бывшего главы минтруда Украины Михаила Папиева, к настоящему времени 10 млн граждан Украины не смогли найти работу и были вынуждены уехать на заработки за рубеж. «Их было 5 млн до 2014-го, и еще 5 млн выехало после», – указывает экс-министр. Таким образом, численность населения Украины оказалась завышенной на 20 млн человек.
Напомним, по данным украинских демографов, к 2050 году численность населения Украины уменьшится еще на 5,5 млн человек. Газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала о том, как и зачем Киев стимулирует массовый исход населения с Украины. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|