Совет Безопасности ООН ужесточил санкции
против Северной Кореи. Несмотря на то, что президент Владимир Путин на
днях говорил о том, что использование санкций в нынешней ситуации
является бесполезным и неэффективным, Россия не стала блокировать
принятие резолюции Совбеза. Почему так произошло?
Новый виток
корейского кризиса, начавшийся после проведенных Пхеньяном испытаний
водородной бомбы, привел к ужесточению санкций против КНДР. С
предложением усилить международное давление выступили США, которые при
этом публично заявляют, что не исключают и военного сценария «решения
корейской проблемы». То есть фактически шантажируют остальные страны
угрозой войны на Корейском полуострове.
Последний раз санкции ужесточались в начале августа, после ракетных испытаний.
Уже
тогда Москва давала понять, что предел ужесточения санкций практически
исчерпан – и призывала начать переговоры по корейской проблеме в
шестистороннем формате (КНДР, США, КНР, Россия, Южная Корея и Япония).
Создать подходящую атмосферу для таких переговоров могла бы отмена
американо-южнокорейских учений, но они были проведены в конце августа.
После чего, уже в начале сентября, Пхеньян провел испытание водородной
бомбы.
В
ответ Вашингтон подготовил проект резолюции Совбеза, ужесточающий
санкции. Еще на прошлой неделе, сразу после взрыва бомбы, Владимир Путин
назвал использование санкций в нынешней фазе корейского кризиса
бесполезным и неэффективным. Тогда же Путин объяснил, что ужесточение
санкций неприемлемо и по гуманитарным соображениям.
И вдруг в
понедельник Россия голосует за новую резолюцию, предложенную
американцами. В ней вводятся ограничения на поставки в КНДР
нефтепродуктов: поставки сырой нефти не должны превышать показатели за
прошедшие 12 месяцев. Кроме того, Северная Корея не сможет покупать
конденсаты и газоконденсатные жидкости, а также вводится запрет на
экспорт ее текстильной продукции. Американские эксперты считают, что
новые санкции суммарно с предыдущими лишат Пхеньян более 90 процентов
доходов от экспорта. В 2016 году общий экспорт составил 2,7 миллиарда
долларов, из которых на текстиль приходилось около 760 миллионов.
Что же случилось? Неужели позиция России изменилась?
Конечно,
нет. Просто Москва решила поддержать Пекин в продолжающейся пока что
игре Китая и США. Трамп давит на Си Цзиньпина, призывая того вынудить
КНДР к остановке ядерной и ракетной программы. Пекин обещает решить
проблему (уговорив Пхеньян приостановить испытания), при этом понимая,
что шансов на это нет. Одновременно и Москва, и Пекин призывают США
перейти к дипломатическому урегулированию конфликта.
Да, России и
Китаю не нравится появление у КНДР ядерного оружия – но обе наши страны
понимают, что Пхеньян обзавелся бомбой только потому, что всерьез
опасается американской агрессии. Ядерное оружие и средства его доставки
рассматриваются Ким Чен Ыном как гарантия сохранения страной своего
суверенитета. И в мире действительно нет такой силы, которая заставила
бы Северную Корею отказаться от ядерно-ракетного щита и меча. Владимир
Путин был прав, когда говорил, что они траву будут есть, но не откажутся
от того, в чем видят свою защиту.
В чем же тогда смысл санкций? В
том, чтобы все-таки начать переговоры – ведь принуждать к ним нужно и
США, и КНДР. Если Китай и Россия сейчас заблокировали бы американскую
резолюцию, то это не помогло бы началу переговоров. Трамп еще не может
себе их позволить, а Ким решил бы, что ему можно и дальше продолжать
испытания. Нужно довести ситуацию до такого момента, когда обе стороны
согласятся на начало переговоров, причем без предварительных условий.
Американцы
не могут настаивать на том, что целью переговоров был отказ КНДР от
ядерного и ракетного оружия, а Пхеньян – на том, чтобы США прекратили
военные учения с Южной Кореей. Переговоры должны проходить в
шестистороннем формате, как это и было до 2009 года, когда они были
прерваны.
Что же касается новой резолюции СБ ООН, то она была
принята только потому, что США исключили из нее то, что не устраивало
Китай и Россию – то есть меры, направленные на экономическое удушение
Северной Кореи. Подробности работы над проектом резолюции раскрыла во
вторник представитель МИДа Мария Захарова:
«За
короткий срок работы над резолюцией, которая соавторами задумывалась
как инструмент удушения граждан КНДР, удалось снять абсолютно
неприемлемые пункты.
Например, требование о депортации
трудовых мигрантов. Этот пункт противоречит гуманитарному измерению.
Добились сохранения изъятия из санкционного режима совместного
российско-северокорейского гражданского предприятия в Раджине.
Не
допустили включение в резолюцию требований о силовом перехвате и
досмотре судов в открытом море, приведя эту часть документа в
соответствие с международным морским правом. Привели положения о
расширении списка товаров двойного назначения в соответствие с
процедурами санкционного комитета. Также убрали из текста положения о
нефтяном эмбарго.
В целом все принципиальные требования России к тексту резолюции были учтены в тексте, наши красные линии соавторы не перешли».
Объяснил
голосование России и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков – «та
позиция, которая была занята российской стороной при принятии этой
резолюции, она в первую очередь обусловлена интересами Российской
Федерации и обусловлена тем, что Россия находится именно в том регионе,
где происходят события, где мы видим серьезнейшую эскалацию
напряженности, вызванную провокационными действиями Пхеньяна».
При
этом новые санкции, конечно, уменьшат доходы северокорейского бюджета.
Но при этом сохранится главное – поставки в КНДР нефти и нефтепродуктов
(пусть и в сокращенном объеме), без которых страна просто не выжила бы. И
доходы от северокорейских рабочих, которые трудятся за рубежом – их
около 100 тысяч, и они приносят более миллиарда долларов.
И
поставки нефтепродуктов, и экспорт рабочей силы связаны с отношениями
КНДР с Китаем и Россией. Так что в Пхеньяне видят, что оба его соседа
хотя и давят на него, но не переходят при этом рамки. Китай остается
военным союзником КНДР, то есть он гарантирует ей помощь в случае
нападения на Пхеньян. Но Северная Корея не хочет зависеть от китайцев,
ей нужны самостоятельные гарантии безопасности. А дать их может только
атомная бомба – или все вместе великие державы. В первую очередь,
конечно, США, которые должны будут в ходе переговоров взять на себя
обязательство не нападать на КНДР.
А пока эти переговоры не
начались, Россия и Китай будут вести сложную игру, одновременно и
поддерживая давление на КНДР, чтобы подтолкнуть ее к переговорам, и
призывая Вашингтон согласиться на дипломатическое урегулирование
конфликта. Удушить КНДР при этом ни Москва, ни Пекин не дадут. Не
случайно США все активнее выражают недовольство такой позицией наших
стран.
Причем тут Москва и Пекин согласовывают свои роли. Если
Китай в последние месяцы выступает как тот, кто больше давит на Пхеньян,
то Москва оказывает различную неофициальную помощь. В понедельник
газета Washington Post со ссылкой на неназванных американских чиновников
написала, что «российские контрабандисты» якобы оказывают помощь
Северной Корее поставками нефти и других жизненно необходимых товаров –
чтобы дать КНДР возможность переждать санкции. Источники издания
заявили, что этой весной возросли танкерные перевозки между портами
Северной Кореи и Владивостоком – якобы российские предприниматели
используют возможность заработать, создавая цепочки подставных компаний.
А помощник министра финансов США по вопросам терроризма и финансовой
разведке Маршалл Биллингсли во вторник на слушаниях в Конгрессе заявил,
что американская разведка считает, что КНДР пытается использовать порты
РФ и КНР для маскировки поставок угля в обход резолюции ООН, принятой в
начале августа.
При
этом американский Госдепартамент во вторник заявил, что США будут
предпринимать меры против РФ и Китая, если они будут поддерживать КНДР.
Но угрозы в адрес России и Китая пустое дело – например, Трамп уже не
раз пугал Пекин началом торговой войны, но мало кто верит в то, что он
реально начнет ее. Конечно, вероятность американо-китайской торговой
войны выше, чем американо-корейской ядерной – но ведь вся история с
Северной Кореей нужна Вашингтону именно для давления на Китай. Это
давление, по замыслу Трампа, должно привести к уступкам со стороны Си
Цзиньпина в области американо-китайской торговли. И признание того
факта, что выбить из Китая уступки не получается, будет для Вашингтона
достаточно болезненным.
Тем не менее в ближайшем будущем это
произойдет – и вот тогда северокорейцы и американцы наконец-то смогут
приступить к поискам выхода из тупика, в который зашло их
противостояние. И публично сядут за стол переговоров, за который их
приведут русские и китайцы.