Танцы с "Раптором". В чем превосходство российских истребителей над F-22
МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Андрей Коц. Российские
истребители Су-35 могут представлять смертельную угрозу для машин
пятого поколения ВВС США — F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Об этом в
начале недели сообщил американский журнал The National Interest. Главным
преимуществом российского самолета перед противниками в воздушной
схватке аналитики издания считают его непревзойденную маневренность. По
мнению автора публикации, Су-35, возможно, лучший в истории авиации
истребитель для боя на короткой дистанции. А малозаметность и
дальнобойные ракеты "воздух-воздух" не гарантируют новейшим американским
самолетам легкой победы.
Сверхманевренность самолетов Су-35,
Су-30СМ и МиГ-35 (а также перспективного ПАК ФА Т-50) во многом является
заслугой их двигателей с управляемым вектором тяги (УВТ). В этой
области российские авиастроители — безоговорочные мировые лидеры, что
признают даже американцы. Скептики, впрочем, утверждают, что в
современной войне истребители редко сражаются накоротке и,
следовательно, такие технологии бесполезны. Но у самих летчиков другое
мнение на этот счет.
"Снайпер" против "Фехтовальщика"
Двигатели
с управляемым вектором тяги способны отклонять реактивную струю от
направления, соответствующего крейсерскому режиму, с помощью поворота
сопла. Проще говоря, пилот "рулит" истребителем не только (и не столько)
закрылками, элеронами и другими элементами механизации крыла, но и
мощными реактивными струями. Это позволяет самолету быстро и практически
без инерции менять направление движения, высоту и положение в
пространстве.
Особенностью российских двигателей АЛ-31ФП (Су-30СМ), АЛ-41Ф1С
(Су-35) и РД-33МК (МиГ-35) является всеракурсность управления вектором
тяги. Их сопла могут отклоняться в любом направлении. Для сравнения:
штатный двигатель американского F-22 — F119-PW-100 от компании Pratt and
Whitney — может "вертеть" соплом только в вертикальной плоскости,
вверх-вниз. Это упрощает взлет и тангаж на высоте, но не делает "Раптор"
сверхманевренным.
Умелый летчик на современных российских
самолетах способен буквально "танцевать" в небе, играючи выполняя
сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Такие навыки, например, регулярно
демонстрирует на различных авиапоказах начальник летной службы компании
"Сухой" знаменитый ас Сергей Богдан. Впрочем, такой пилотаж — не просто
красочное шоу. То, что многие расценивают как "показуху", на деле
является отработкой приемов ближнего воздушного боя.
"Бой двух
современных самолетов можно условно разделить на два этапа, — рассказал
РИА Новости заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир
Попов. — Первый — обнаружение истребителя противника на большой
дистанции и его атака дальнобойной управляемой ракетой класса
"воздух-воздух". Это достаточно эффективное оружие, которое, однако, не
гарантирует попадания. Особенно по самолету с современными системами
радиоэлектронного противодействия, способными "обмануть" ракету. В этом
случае истребители идут на сближение и начинается второй этап —
маневренный воздушный бой на ближней дистанции. Здесь в ход уже идут
ракеты малой дальности и пушки. Тут-то и раскрываются все преимущества
двигателей со всеракурсным УВТ".
Говоря языком аналогий,
американский F-22 — это "снайпер", в чью задачу входит подобраться
незамеченным к противнику и уничтожить его издали, не вступая в
визуальный контакт. Российские истребители поколения 4++ — это
"фехтовальщики", способные уйти от вражеских ракет, резко сорвать
дистанцию с самолетом неприятеля и как следует "накостылять" ему в
ближнем бою, пользуясь преимуществом в маневренности. Малозаметность
американского "Раптора" может и не спасти: как отмечают эксперты The
National Interest, Су-35 способен воспользоваться пассивным и наземными
радарами, а также инфракрасной системой поиска и слежения, чтобы
обнаружить истребитель-невидимку.
Нестандартная тактика
К
счастью, проверить оба подхода в реальных боевых условиях пока не
представлялось возможным. Однако экспортные индийские Су-30МКИ с
двигателями АЛ-31ФП уверенно одерживали верх над многими западными
самолетами в учебно-тренировочных боях. Еще в 2005 году эскадрилья этих
машин показала превосходство над F-16 и F-15 C/D ВВС США во время
воздушных маневров в небе над Индией. А в 2015 году в рамках
международных учений Индрахануш "тридцатые" разгромили британские
истребители Eurofighter Typhoon с "сухим" счетом 12:0.
По мнению Владимира Попова, высокая результативность
российских истребителей с двигателями УВТ в учебных боях объясняется
тем, что их пилоты имеют возможность использовать нестандартную тактику и
маневры, на которые не способны западные самолеты.
— Все мы
видели на МАКС, как Су-35, словно сухой лист, крутился плашмя вокруг
своей оси, — пояснил Попов. — В авиации это называется поиском с
минимальным разворотом. Маневр совершается, чтобы летчик "осмотрелся"
вокруг себя и просканировал окружающее пространство радиолокационной
станцией, установленной в носовой части самолета. Такой истребитель
обнаружит менее "шустрого" противника быстрее, так как последнему нужно
для аналогичного маневра разворачиваться в вираже. Каждый вираж с креном
в 45 или 60 градусов занимает полторы-две минуты. Су-35 может
"осмотреться" гораздо быстрее. Еще очень эффективный прием — "Кобра
Пугачева". Самолет резко "встает на дыбы" и гасит собственную скорость
до нуля всей плоскостью фюзеляжа. Очень хорошо работает, если на
"хвосте" висит противник: он по инерции проскакивает вперед и
превращается из охотника в дичь. Кроме того, когда скорость истребителя
на нуле, его не "видят" РЛС противника. Все это в сочетании с бортовыми
средствами РЭБ может окончательно запутать противника и заставит его
совершать ошибки.
Достоинства сверхманевренности в полной мере
оценили во многих странах. На экспортных модификациях Су-30 летают не
только индийские летчики, но и китайские, вьетнамские, малайзийские,
алжирские и венесуэльские. Большой интерес у зарубежных покупателей
вызывает и Су-35. Договоры на поставки этих машин были подписаны с КНР и
Индонезией. Хороший экспортный потенциал имеют новейшие МиГ-35, которые
должны пойти в серийное производство в течение двух лет. Как сообщил на
МАКС генеральный директор РСК МиГ Илья Тарасенко, этот самолет могут
без всяких проблем обслуживать на имеющейся инфраструктуре все
государства, в составе ВВС которых есть истребители МиГ-29. А таких
стран в мире десятки.
https://ria.ru/defense_safe...
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2203
Рейтинг поста:
Превосходство наступит в тот момент, когда будет хотя бы сравнимо количество боеготовных машин. Что толку если десяток Т-50 лучше сотни F-35 если последних уже две с лишним сотни готовы, и конвеер новые серийные печатает как пирожки печет?