Россия и Китай заключат соглашения на $12 млрд, но это сумма выглядит незначительной
Несмотря на все соглашения, заключенные ранее, надежды на быстрое и масштабное привлечение капитала из КНР на оправдались
По мере улучшения отношений Пекина и Вашингтона, привлечение китайских инвестиций в Россию может стать более сложным
Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин
Москва, 4 июля - "Вести.Экономика". Президент России Владимир Путин и
председатель КНР Си Цзиньпин во время неформальной встречи обсудили
ситуацию на Корейском полуострове и сирийский вопрос, а также выступили
за сохранение стратегического сотрудничества.
Лидеры стран также договорили привлечь стороны конфликта к решению ядерной проблемы в регионе путем диалога и переговоров.
"Также
должны активизировать свою коммуникацию и координацию усилий по
региональным и глобальным проблемам с целью преодоления вызовов и рисков
и содействия стабильности, миру и процветанию", — говорится в сообщении
агентства "Синьхуа".
3 июля начался двухдневный визит Си
Цзиньпина в Россию. Это уже шестой визит китайского лидера в Москву с
2013 г., когда он вступил в должность. В преддверии своей поездки Си
заявил о беспрецедентно высоком уровне отношений между Россией и
Поднебесной, выразив надежду, что встреча с Путиным даст новый импульс
развитию отношений.
Особенно символично этот визит выглядит в
преддверии саммита G20 в Гамбурге, который стартует на этой неделе в
пятницу. И тема КНДР стала основной сейчас, как это случится и в
Гамбурге.
Россия и США предлагают абсолютно разные варианты
решения этой проблемы. Если Вашингтон настаивает на усилении давления и
даже не исключает силового решения, то Москва настаивает на взаимной
сдержанности и переговорах. Пекин будет иметь решающий голос, поэтому Си
необходимо понять позицию России сейчас.
Но ситуация на
Корейском полуострове – это только верхушка айсберга. Главе КНР
необходимо определиться с тем, как выстраивать диалог с США и
президентом Дональдом Трампом дальше.
Противостояние США и Китая
Владимир
Путин проведет во вторник официальные переговоры с председателем КНР Си
Цзиньпином. Главы государств обсудят стратегическое взаимодействие двух
стран, актуальные международные и региональные проблемы.
Учитывая
весьма агрессивную риторику Трампа в ходе предвыборной кампании и в
первые месяцы на посту президента, Пекин достаточно осторожно
рассматривает Вашингтон в качестве своего главного партнера. Трамп
критикует торговый профицит торговых партнеров и даже готов был объявить
Китай валютным манипулятором, но в результате Пекин и Вашингтон договорились о поставках говядины и газа.
Судя
по всему, риторика США все сильнее будет изменяться, что прямо
свидетельствует о корректировки отношения американских чиновников к
Поднебесной.
Поскольку невозможно быстро перенести производство из того же в Китая в США, хотя бы потому, что в Америке есть серьезный недостаток квалифицированных рабочих в ряде отраслей, Белому дому нет никакой необходимости обострять отношения, усиливая риски для себя.
Фактически
для Трампа и большинства других американских политиков Китай не
является угрозой сам по себе, но может использоваться в качестве
"экономической страшилки".
Более вероятным представляется
некоторый экономический компромисс, который устроит обе стороны. Такое
конструктивное предложение может выражаться в обязательствах Китая
открыть для американских товаров некоторые рынки, сдерживать, например,
демпинг со стороны сталелитейной отрасли, а Америка объявит об
увеличении поставок нефти и газа, что позволит снизить дефицит торговли.
Политико-экономический треугольник и упущенный момент
Треугольник "Россия - Китай - США" традиционно подразумевает непростые
дипломатические, экономические и культурные связи. В рамках этих
отношений сторонам приходится действовать с оглядкой на остальных
партнеров.
Учитывая, что отношения России и США значительно
ухудшились в последние годы, а новый президент не принес особых
изменений к лучшему, Москве хотелось бы найти большого союзника в лице
Пекина, а вот Вашингтону это сближение не нужно.
Чтобы остановить
это сближение, необходимо всего лишь отменить или смягчить
антироссийские санкции, но Трамп практически не имеет влияния на
конгресс и сам вынужден действовать в условиях ограниченных
возможностей.
Но и отношения РФ и КНР также далеко не простые.
Инфографика
Торговый оборот России и Китая. По данным ФТС за I квартал 2017 года
С одной стороны, личность Владимира Путина в Китае является весьма
популярной. Пик популярности пришелся на 2014-2015 гг. С момента начала
кризиса на Украине книги о российском президента традиционно находятся в
списке бестселлеров, а из-за его визита в КНР в 2015 г. популярность
росла дополнительно. И с тех пор она находится на высоком уровне.
Такое
отношение свидетельствует о сближении России и Китая, которое
увеличивалось под усиливающимся давлением со стороны США. Кроме того,
Москва традиционно занимают позицию, которая обычно близка Пекину, в том
числе, например, по протестам в Гонконге.
Именно в 2014-2015 гг.
были заключены самые значительные сделки, в том числе историческое
соглашение, по которому Россия в течение 30 лет должна поставить в Китай
природный газ на сумму $400 млрд. Тогда же стороны договорились
построить железнодорожный мост на общей границе и порт на Дальнем
Востоке.
России необходимы китайские инвестиции, особенно в
условиях санкций, а Пекину требуется дипломатическая поддержка со
стороны РФ и надежный поставщик энергоресурсов, поэтому подобные
отношения выгодны обоим сторонам.
Но все надежды на то, что Китай легко расстанется с деньгами, не
оправдались. После активной фазы заключения соглашений и договоров в
2014-2015 гг. все ожидали масштабного потока капитала из КНР в РФ, а
также открытия китайского рынка для российских товаров, но это не
произошло.
При этом для китайских инвесторов были подготовлены
действительно выгодные предложения и объекты, но из-за бюрократии,
особенно с российской стороны, их реализация значительно затягивается.
Оказалось, что Китаю очень сложно работать с российскими чиновниками.
Тот
же проект высокоскоростной магистрали Москва - Казань из-за проблем с
условиями финансирования и возвратности практически стоит на месте, а
сроки его запуска в конце 2016 г. были сдвинуты на 2022-2023 гг.
Нечто
аналогичное может происходить и по строительству ГТС "Сила Сибири" и
началу добычи газа на Чаяндинском месторождении. Пока сообщается, что
все идет в соответствии с графиком, но объемы работы в 2015-2016 гг.
были сокращены. Ожидается, что в конце 2018 г. начнется добыча, а прямые
поставки в Китай будут осуществлены уже в 2019 г.
Инфографика
Газопроводы в Китай
Китаю нужны тщательно подобранные проекты для реализации масштабного
плана в рамках Шелкового пути. Но из-за несогласованности действий
чиновников, в том числе в рамках ЕАЭС, только на выбор проектов ушло два
года, и это слишком долго. А создание зоны свободной торговли ЕАЭС –
Китай вовсе остановилось на стадии обсуждения еще около года назад.
Надежды
на кредиты китайских банков также не оправдались: если в 2015 г. было
выдано $18,06 млрд кредитов, то в 2016 г. всего $4,08 млрд.
Государственные банки Китая не готовы финансировать проекты без участия
КНР или без тщательной подготовки этих проектов, но российский
госаппарат и бизнес пока так и не готовы работать в этом направлении и
тратить годы на то, чтобы выйти на рынок Китая и зарекомендовать себя.
Ситуация
с амбициозным проектом по Новому Шелковому пути практически аналогична в
отношении России. Несмотря на громкие заявления и ожидания, никаких
серьезных договоренностей так и не было достигнуто, а единственным
крупным результатом можно назвать инвестиции Фонда Шелкового пути,
который был основан в 2014 г., в "Ямал СПГ" и "Сибур". Но эти инвестиции
имели также политический мотив.
Как стало известно, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Китай 4 июля в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву подпишут
ряд соглашений на сумму более $12 млрд. Но сумма в $12 млрд, к
сожалению, представляется весьма скромной, особенно учитывая размеры
экономики РФ и перспективы.
В Казахстан, например, Китай
инвестировал более $40 млрд, в пакистанский экономический коридор - $62
млрд. При этом компании Китая в 2016 г. инвестировали за рубеж более
$255 млрд в 2016 г., объем этот вдвое выше показателей 2014 г. Но на
Россию пришлось менее 2% этого объема, а с 1991 г. общий объем
инвестиций не превышает $40 млрд, и это по самым оптимистичным оценкам.
Фактически
Россия пока проигрывает гонку за китайские деньги. Ситуация может
измениться, если только все те соглашения, которые будут заключены
сейчас и были заключены в последние годы, наконец начнут
реализовываться. Но есть риск того, что для улучшения отношений с США
Китай уже не будет столь активно работать в российском направлении,
учитывая все прошлые проблемы. А на исправление этих ошибок у России
могут уйти годы.
Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/87624 Источник: vestifinance.ru/.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+