Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые дамы и господа,
Не
вызывает сомнения, что в настоящее время мы переживаем одну из наиболее
острых и драматичных фаз развития ситуации на Корейском полуострове.
Без преувеличения можно сказать, что недавно мир в этом регионе
подвергся серьезному испытанию, а угроза перерастания противостояния в
горячую фазу была как никогда велика. Сохраняется она и сейчас.
Воинственная риторика, сопряженная с опрометчивой "игрой мускулами",
привела к тому, что во всем мире всерьез стали гадать, будет война или
нет. Как известно, в условиях такой напряженности один необдуманный либо
неверно истолкованный шаг может привести к самым страшным и плачевным
последствиям.
В
России с тревогой наблюдают за опасным развитием ситуации в регионе,
частью которого мы сами являемся. Конечно, мы едины в осуждении
провокационной ракетно-ядерной активности Пхеньяна, которая в последние
полтора года приобрела опасную динамику. Хорошо понимаем чувства наших
соседей, когда очередная ракета без предупреждения стартует с
северокорейской территории, подвергая несоразмерным рискам морские и
авиационные перевозки в регионе, а также жизни обычных граждан. Мы не
приемлем такой деятельности КНДР, что подтверждается и нашей поддержкой
соответствующих санкционных резолюций Совета Безопасности ООН 2270 и
2321. Призываем северокорейские власти свернуть свои запрещенные
программы и вернуться в режим нераспространения ДНЯО и контроля МАГАТЭ.
В
то же время всем должно быть ясно, что КНДР навряд ли откажется от
ядерного оружия, пока будет ощущать прямую угрозу своей безопасности.
Ведь именно так северокорейцы расценивают регулярные широкомасштабные
маневры и учения США и их союзников в регионе, а также направление туда,
чему мы являлись свидетелями в этом месяце, американской военно-морской
эскадры. Дополнительным дестабилизирующим фактором в регионе является
принятое в прошлом году Вашингтоном и Сеулом – в русле порочной логики
по созданию глобальной ПРО – решение о размещении на территории
Республики Кореи элементов американской противоракетной обороны THAAD.
Мы не раз говорили о том, что такой шаг не только, мягко говоря, не
вызовет энтузиазма у Пхеньяна, но и в целом подрывает сложившийся
военный баланс в регионе, ставя под вопрос безопасность сопредельных
государств. Не только мы крайне негативно восприняли данный шаг.
Призываем еще раз как США, так и Республику Корею пересмотреть его
целесообразность, а других регионалов – не поддаваться искушению
подключиться к таким дестабилизирующим усилиям.
Что
касается международных санкций в отношении КНДР, то мы вновь хотим
подтвердить нашу приверженность их выполнению. Вместе с тем такие меры
должны быть не самоцелью, а инструментом вовлечения этой страны в
конструктивные переговоры по существующим вопросам. Решить ядерную
проблему Корейского полуострова одними лишь санкциями и давлением на
Пхеньян невозможно.
Санкции
не должны использоваться ни для экономического удушения КНДР, ни для
ухудшения гуманитарной обстановки. Особенно это касается противозаконных
односторонних рестрикций, которые бьют по гражданским отраслям, не
связанным с ракетно-ядерными программами страны. Такие санкции являются
причиной серьезного ухудшения условий жизни северокорейского населения,
относительно чего, кстати, бьет обоснованную тревогу в своем последнем
докладе Управление по координации гуманитарных вопросов ООН.
Надо
признать, что, по сути, не работают гуманитарные изъятия,
предусмотренные санкционным режимом СБ. Из-за запрета на
корреспондентские отношения с КНДР стали элементарно невозможны закупки
за рубежом продовольствия и товаров для нужд народного хозяйства страны.
В силу специфики финансово-банковской системы КНДР испытывают серьезные
трудности в получении финансирования пока еще работающие в стране
ооновские гуманитарные агентства. Из-за отсутствия возможностей
пополнять свои запасы в наличной иностранный валюте по причине
действующих рестрикций Пхеньян может оказаться в ситуации, когда он
физически будет не в состоянии выдавать ооновцам средства, направляемые с
разрешения Комитета по соответствующему банковскому каналу.
Отдельный
вопрос – ситуация с иностранными дипломатическими представительствами в
Пхеньяне. Нельзя допустить того, чтобы они продолжали испытывать
трудности в своей работе из-за введенных в отношении страны ограничений.
Мы неоднократно поднимали этот вопрос на заседаниях Комитета СБ 1718,
но из-за обструкционистской позиции его отдельных членов воз и ныне там.
Господин Председатель,
Безусловно,
КНДР ведет себя неподобающим образом, отказываясь подчиниться законным
требованиям международного сообщества, сформулированным в
соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН. Вместе с тем силовые
опции абсолютно неприемлемы и чреваты катастрофическими последствиями
как для Корейского полуострова, так и для региона Северо-Восточной Азии в
целом. Выбор должен быть в пользу максимального задействования
дипломатического инструментария.
В
складывающихся условиях всем вовлеченным сторонам следует проявлять
хладнокровие и сдержанность, не предпринимать шагов, которые могли бы
привести к эскалации напряженности.
Важно
подходить к урегулированию ситуации в контексте всего комплекса проблем
между сторонами и тем самым создавать условия для денуклеаризации КНДР.
Это невозможно без нормализации общей военно-политической обстановки,
отказа от наращивания военной инфраструктуры, сокращения масштабов
проводимых маневров, формирования атмосферы доверия между государствами
региона. Убеждены, что не существует альтернативы политическому
урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова на основе
Совместного заявления участников шестистороннего процесса от 19 сентября
2005 года.
В
аналогичном русле лежат и китайские предложения относительно «двойной
приостановки» и «параллельного продвижения». Эти идеи заслуживают
серьезного внимания в качестве возможной отправной точки выхода из
нынешнего тупика и возобновления переговорного процесса. Надо искать
каналы связи с руководством КНДР, выводить его на субстантивный диалог
по ядерной и ракетной проблематике.
Как
показали последние события, ситуацию в регионе пускать на самотек ни в
коем случае нельзя. Как говорится, «худой мир лучше доброй ссоры». В
этой связи готовы к более тесному взаимодействию со всеми партнерами в
целях скорейшего урегулирования ядерной и других проблем Корейского
полуострова единственно возможными средствами –
политико-дипломатическими, через взаимоуважительный диалог и обоюдный
учет интересов и озабоченностей.
Источник: mid.ru.
Рейтинг публикации:
|