Польша
выглядит более уязвимой к последствиям выхода Великобритании из
Евросоюза, чем любая другая страна, сообщает Bloomberg. Польша является
крупнейшим получателем помощи ЕС, а также крупнейшим на континенте
поставщиком трудовых мигрантов.
Так, аэропорт
"Ольштын-Мазуры", восстановленный за счет средств ЕС в размере 121 млн
злотых ($31 млн), обслуживает почти 1 млн поляков, живущих и работающих
в Великобритании (это треть всех граждан ЕС, проживающих в стране).
Теперь не только их статус оказался под сомнением. Польша также будет
получать меньше денег, поскольку ЕС теряет самого крупного чистого
"донора" после Германии.
"Очевидно, что Brexit крайне
важен для нас, - сказал заместитель министра иностранных дел Польши
Конрад Шимански. - Если мы не справимся с этим успешно, это навредит
внутреннему рынку".
Как сообщали "Вести.Экономика",
29 марта председатель Европейского совета Дональд Туск получил от
правительства Великобритании официальное уведомление о выходе
королевства из Евросоюза.
Процедура Brexit едва ли могла
начаться в менее удачное для Польши время. Правительство страны все
больше изолируется в Брюсселе после попытки сместить председателя
Евросовета Дональда Туска, бывшего премьера Польши. В то же время
страна полагается на инвестиции ЕС, чтобы предотвратить замедление
экономики.
Более €250 млрд ($267 млрд) были или еще будут
потрачены с 2004 г., когда Польша присоединилась к блоку. По
сегодняшнему курсу доллара эта сумма превышает стоимость финансируемого
США плана Маршалла - программы помощи Европе после Второй мировой
войны.
Лидеры партии "Право и справедливость" заявили, что
стремятся ослабить, а не укрепить институты ЕС после Brexit. В прошлом
году премьер-министр Беата Шидло обвинила ЕС в угрозе польскому
суверенитету.
Это создает реальный риск того, что
экономика Польши объемом $477 млрд останется позади, если остальная
Европа предпочтет интегрироваться быстрее после Brexit, считает
экс-министр финансов Польши Мирослав Гроницкий.
"Самый
большой успех Польши заключается не в том, сколько средств в ЕС она
поглотила, а в том, насколько ее экономика открылась и выиграла от
единого рынка, - сказал Гроницкий. - Если некоторые члены ЕС начнут
углублять свои отношения без Польши, мы, безусловно, проиграем".
Нынешний
бюджет ЕС действует до 2020 г. Переговоры о Brexit должны завершиться в
марте 2019 г., и Польша будет внимательно следить за ними. Глава
центробанка Польши Адам Глапински заявил, что "спокойное размышление"
об экономике закончится, когда истечет срок согласованного бюджета ЕС.
"Или раньше из-за Brexit", - сказал он.
Помощь ЕС
способствовала ускорению роста экономики Польши до 3,9% в 2015 г. В
прошлом году рост замедлился до 2,8% из-за спада в софинансируемых
инвестициях ЕС после смены правительства и нового бюджетного цикла ЕС.
Средства
ЕС были использованы для строительства всего: от дорог до водоочистных
сооружений, муниципальных бассейнов и аэропортов, что является частью
политики ЕС по улучшению уровня жизни в наиболее бедных регионах. Тем
не менее зарплаты в Польше остаются в среднем в три раза ниже, чем в
Великобритании.
Британия заявила, что стремится к
скорейшему достижению соглашения о статусе граждан ЕС, проживающих в
Великобритании, а также британцев, проживающих в других странах Европы.
Аэропорт
"Ольштын-Мазуры" имеет собственную стратегию. С мая он планирует
предлагать еженедельные рейсы в Норвегию, хотя в аэропорту заявляют,
что это не связано с Brexit.
Рейтинг публикации:
|