Противостояние
Дональда Трампа и работников средств массовой информации продолжает
набирать обороты. Представителей ряда либеральных изданий и ТВ-компаний
не пустили на закрытый брифинг в Белом доме, затем президент США
обрушился с критикой на "фейковые новости и СМИ в целом", назвав их
"врагами народа". ТАСС объясняет, как отношения президента с
журналистами дошли до состояния "войны" и чем может обернуться конфликт
миллиардера с "четвертой властью".
От любви до ненависти
—
Мистер Трамп, чего вам осталось добиться в своей жизни? Вам 33 года, у
вас есть все эти капиталы… Вы утверждаете, что не хотите быть
миллиардером?
— Я действительно не хочу. Я намерен оставаться
занятым, активным и заинтересованным в своем деле. Как мне кажется, это
все, что у нас есть в этой жизни.
Эти слова будущий миллиардер и президент Соединенных Штатов Дональд Трамп произнес в одном из своих первых интервью в 1980 году. Уже тогда СМИ писали о нем как о человеке с дерзким
темпераментом и раздутым эго, но при этом отмечали его вежливость и даже
некоторую скромность во время беседы с журналистами. С течением
времени отношения Трампа с прессой начали меняться. В 1985 году он
впервые попал на общественно-политическое телешоу "60 минут", где не
преминул "уколоть" СМИ: "Я думаю, что они выставляют меня более
зловещей фигурой, чем я на самом деле есть". Бизнесмену также не
нравилось, когда журналисты начинали копаться в его капиталах. Во время
беседы с известным телеведущим Дэвидом Леттерманом в 1987 году он
отказался назвать точный размер своего состояния:
— Вы не озвучите цифру?
— Никогда не делал этого и не собираюсь.
В 1990 году Трамп устроил один из первых своих медиаскандалов, неожиданно прервав интервью с корреспондентом CNN Чарльзом Фельдманом, который задавал бизнесмену
неудобные вопросы о финансовом положении его казино в Атланте. "Делайте
интервью с кем-нибудь другим. Серьезно. Вам это не надо. Интервьюируйте
кого-нибудь другого. Хорошего вам дня, — сказал Трамп, снимая
микрофон. — Честно говоря, вы весьма негативный человек, и я думаю, что
это очень несправедливая репортерская работа. Удачи". Журналист
попытался возразить, что он лишь задавал вопросы, а не делал какие-либо
утверждения, но к тому времени бизнесмен уже стоял в дверях.
В
конце девяностых — начале нулевых Трампа уже воспринимали не как
бизнесмена, а скорее как медиаперсону. Миллиардер запустил собственное
шоу "Кандидат" (The Apprentice), неоднократно появлялся в эпизодических
ролях в сериалах и фильмах и даже принимал участие в матче по реслингу против
промоутера Винса Макмэна (по легенде, проигравший должен был наголо
сбрить свои волосы — к счастью, Трамп "победил"). Журналисты, пытающиеся
разобраться в нынешних взаимоотношениях Трампа и СМИ, указывают,
что он "обожает быть в центре внимания прессы", и поэтому его выпады
против журналистов — скорее всего, не проявление авторитаризма, а
эффектный трюк, позволяющий ему оставаться "темой номер один" для газет и
телевидения. Искусством манипуляции СМИ Трамп овладел еще в начале
своей медиакарьеры: например, в 1991 году он позвонил в редакцию журнала People и, представившись именем Джон Миллер, на
условиях анонимности рассказал о своих многочисленных любовных
похождениях.
У Трампа есть одна простая причина любить СМИ даже с
учетом их крайне холодных взаимоотношений — именно массмедиа внесли
решающий вклад в его победу на президентских выборах. Во время
праймериз миллиардер получил непропорционально широкое и притом
совершенно бесплатное информационное сопровождение, общая стоимость
которого оценивается в $2 млрд, тогда как его соперники были вынуждены тратить сотни тысяч
долларов на рекламу. Судя по всему, тогда Трамп окончательно убедился,
что ключ его успеха на политической арене — постоянное присутствие в
медиапространстве, а осуждают его действия или поддерживают — уже не
принципиально.
Повышение ставок
В
минувшую пятницу на брифинг представителя Белого дома Шона Спайсера в
формате "без камер" не допустили журналистов CNN, The New York Times,
Los Angeles Times, Politico, BuzzFeed, BBC и Guardian. Об этом
сотрудников данных СМИ известили при входе в Белый дом: им сказали, что
их нет в списке участников пресс-конференции. Агентство Associated
Press и журнал Time решили бойкотировать мероприятие по собственной
инициативе.
Решение администрации президента вызвало волну
протестов в журналистской среде. "Ничего подобного ни разу не
происходило в Белом доме за все то время, что мы освещали
[деятельность] разных администраций из различных партий, — написал в
своем обращении ответственный редактор The New York Times Дин Банкет. —
Свободный доступ СМИ к транспарентному правительству является решающим
национальным интересом". Телекомпания CNN пообещала продолжать
освещать деятельность Белого дома несмотря ни на что, а газета The
Washington Post добавила в "шапку" слоган: "Демократия умирает во
тьме".
Нынешнее "повышение ставок" в противостоянии Трампа и СМИ,
по-видимому, является частью более широкой стратегии Белого дома, а
именно — одного из главных советников президента Стива Бэннона, который
сразу после вступления Трампа в должность главы государства назвал медиа "оппозиционной партией", которой следует "держать рот на замке".
Либеральные СМИ действительно играют против Трампа: указывают на его
промахи и безуспешные реформы, печатают сливы информации
из Белого дома, раздувают скандалы вокруг членов его команды и так
далее. А поскольку других "врагов" или политических соперников у Трампа
нет (враждебная ему партия демократов сейчас составляет парламентское
меньшинство в Конгрессе), то СМИ становятся самой простой мишенью для
президента. "Атаки на прессу <…> отвлекают от отсутствия
достижений и скандалов. Они также дискредитируют институт, который
является конвейером большого количества негативной информации о нем. Все
это создает Трампу врага, борьба с которым может
"разжечь" консервативную базу, [на которую опирается президент]", — пишет Vox.
Стоит
также отметить, что "отсталая" NYT, "мусорный" BuzzFeed и
"фейково-новостной" CNN (примерно такие эпитеты Трамп применяет к этим
компаниям) активно занимаются расследованиями о связях президента США с
Россией. Первая на прошлой неделе написала о контактах людей Трампа с "высокопоставленными российскими чиновниками", второй в начале января обнародовал "шпионское досье" с якобы компроматом властей РФ на миллиардера, третий — сообщил о подозрительных переговорах главы аппарата Белого дома Райнса Прибуса с
представителями ФБР, занимающимися расследованием "российских
следов" в делах Трампа. Так что попадание этих трех изданий в черный
список президента неслучайно — вероятно, это ответная реакция на
компрометирующие его публикации.
Бессмысленная война
СМИ
играют важнейшую роль в системе сдержек и противовесов в американской
политической системе, и потому "победить" медиа Трампу, скорее всего,
не удастся. Тем более что в защиту прессы выступает не только
либеральное крыло американского руководства, но и
консерваторы, например сенатор Джон Маккейн. На стороне журналистов
также бóльшая часть американской общественности: опросы показывают,
что средствам массовой информации доверяют 52% американцев, заявлениям
Трампа — только 37%. Более того, 61% опрошенных считает, что отношение
президента к журналистам некорректно, противоположной точки зрения
придерживается лишь 35%.
NYT пишет,
что борьба Трампа с журналистами — это игра в одни ворота, причем не в
пользу президента. В этом заключается так называемый феномен Trump
bump ("пинок от Трампа"): заявления и действия нового главы Белого дома
не только консолидируют СМИ, но и заставляют их работать лучше. А
читатели и зрители, в свою очередь, поощряют усилия журналистов монетой:
например, издание Vanity Fair получило 80 тыс. новых подписчиков после
того, как президент раскритиковал его за предвзятую, по его мнению,
заметку об одном из ресторанов в Trump Tower. Регистрация на платные
подписки в крупнейших американских изданиях, как правило, сопровождается
объявлениями в духе: "Агрессивная свободная пресса — это единственное
препятствие для злоупотребления властью" или "Мы будем держать новую
администрацию подотчетной". Такая тактика работает: по данным The Economist, в последнее время число подписчиков на "традиционные медиа" в Америке только растет.
Как
Трамп будет выходить из этой ситуации, пока неизвестно. В ходе
президентской гонки он обещал внести в законодательство поправки,
которые позволили бы ему упростить процесс подачи исков против СМИ,
печатающих недостоверную информацию. Однако после переезда в Белый дом
об этой инициативе ничего слышно не было — вероятно, в силу того, что
она потенциально нарушает Первую поправку к Конституции США,
гарантирующую свободу слова и прессы. Новая идея президента — запретить
журналистам ссылаться на анонимные источники: "Пусть их имя будет
указано. Если источник хочет сказать, какой Дональд Трамп плохой
человек, пусть скажет мне это в лицо". Наконец, еще одно решение —
поощрять лояльные Трампу СМИ, такие как ультраправое издание Breitbart
News, бывшим главредом которого был Стив Бэннон.
The Washington Post и ряд других либеральных медиа проводят параллель между положением дел в администрации Трампа и знаменитым Уотергейтским
скандалом, закончившимся отставкой президента страны Ричарда Никсона.
37-й президент США также был недоволен прессой и особенно утечками
информации из правительственных источников. Поэтому в аппарате Белого
дома была создана группа "сантехников", занимавшихся борьбой со
"сливами" о деятельности президентской администрации и ликвидацией
последствий таких "сливов". Эти люди были замешаны в прослушке кандидата
в президенты от Демократической партии Джорджа Макговерна в
вашингтонском комплексе "Уотергейт". Когда об этом стало известно СМИ,
журналисты и общественность потребовали отставки главы государства. В
итоге Никсон стал единственным президентом, прижизненно досрочно
прекратившим исполнение своих обязанностей.
Как писал
американский исследователь Самюэль Хантингтон, "Уотергейт" стал
примером, когда "органы массовой информации страны бросили вызов и
нанесли поражение главе исполнительной власти": "Пресса фактически
сыграла ведущую роль в том, что до сих пор не удавалось ни одному
отдельно взятому институту, группировке или комбинации институтов в
американской истории, — лишить своего поста президента, который был
избран менее двух лет назад, добившись поддержки большинства, ставшего
одним из самых значительных в американской истории". Чтобы сохранить
свой пост, Дональду Трампу необходимо будет извлечь определенные уроки
из никсоновской истории — главным образом, о том, что роль и влияние
"четвертой власти" в США не стоит недооценивать.
Источник: warandpeace.ru/.
Рейтинг публикации:
|