Геннадий Онищенко: Исаакию нужно вернуть духовность
После передачи Исаакиевского собора РПЦ около 160
сотрудников останутся без работы. Сейчас дирекция собора находится в
контакте с руководствами других музеев Петербурга в поисках рабочих мест
для своих сотрудников.
Бурные обсуждения судьбы одного из символов Санкт-Петербурга похожи
на «спор хозяйствующих субъектов», считает депутат Госдумы Геннадий
Онищенко. Здесь нет правых и виноватых, потому как все эти пересуды
неоправданно приземленные: почему-то многие забывают об изначальной
особой роли собора – в первую очередь, формировании духовности и
культуры.
«Если мы считаем Исаакиевский собор символом Санкт-Петербурга, то
он в полной мере должен быть собором. И выполнять свою первородную
функцию — быть местом для общения с Создателем».
Учитывая тяжелую историю, растянувшееся на 150 лет строительство и
многочисленные переделки, Исаакий в современном виде представляет собой
лишь «боголепную оболочку».
«Так, может быть, если мы восстановим справедливость и вернем
Исаакию, этому очень важному в духовном строе современного
Санкт-Петербурга месту, главное — намоленность, духовность, — тогда
многое наладится и в самом городе?», — спрашивает Онищенко.
И это относится не только к собору и вопросу духовности, но и к
другим сферам жизни. Россия должна найти свой путь развития и покончить с
так называемым «переходным периодом» — тогда всё встанет на свои места Источник: politpuzzle.ru.
Рейтинг публикации:
2
Комментарий от редакции: В чем проблема передачи церкви собора? Нет ее, она надумана, даже вопрос трудоустройства работников музея церковь может решить сама, при этом собор способен выполнять двойную функцию.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #6 написал: Странник57 (7 февраля 2017 23:26) Статус: |
Цитата: nastek. Такой это - такая сложная инженерная конструкция, шедевр человеческой архитектуры. В который вложено огромное количество человеческих ресурсов.
Т.е. другими словами, если христианский храм сложной инженерной конструкции, и является шедевром, то его непременно должно сделать музеем? Потому что принцип ведь, согласитесь, должен быть для всех один. Не так ли? Следовательно, перевести в этот формат только в одной России по этому критерию нужно сотни храмов. А если взять последний тезис процитированного Вашего отрывка про количество человеческих ресурсов, то совсем интересно получается. Видите ли, раньше существовала традиция в деревнях и сёлах строить храм «всем миром». Все не городские храмы, построенные таким образом, по этому критерию надо запретить Церкви ремонтировать и реставрировать, и переформатировать их в музеи. )))
Цитата: nastek И да, в музее роскошь более уместна.
Уважаемая nastek, роскошь в музее не может быть уместна или нет. В данном случае, сама Ваша оценочная характеристика музейного дела не уместна. Оно (муз. дело) лежит в другой системе координат. Музей – это место консервации сегментов человеческой культуры с дальнейшим их систематическим изучением и экспанированием. Музеи зиждутся на трёх китах: фонды, экспозиция и выставки. Если в экспозицию входят предметы роскоши (например, музей – дворец) значит, они будут фиксироваться в фондах как «единицы хранения», изучаться и экспонироваться. Если музей, например, этнографический, скажем, крестьянского быта, то никаких предметов роскоши там не будет. А красота, тем не менее, будет. Просто это иная форма эстетики. К чему я? Во-первых, в храме, и Исаакиевский собор здесь не исключение, нет специальных предметов роскоши, в отличие от музеев, обладающих вышеуказанной спецификой. Все предметы в храмах предельно функциональны и служат строго определённым богослужебным целям. Высокая эстетика архитектуры храмов, его предметов, разнообразных облачений, росписей, иконостасов и пр. – это не роскошь. В этом смысле, «Исакий» ничем не более красив и искусен (и шедеврален), чем, скажем, миниатюрный и аскетичный, по сравнению с ним, Спасский собор Андроникова монастыря (музей А.Рублёва). Просто снова - стилистически другая эстетка. Храмы во все времена, у всех народов всегда были самыми красивыми зданиями. Их строили самые лучшие архитекторы, расписывали лучшие художники и трудились лучшие мастера прикладного искусства, и делали на совесть, т.к. для них это, прежде всего, было жертвой Богу, а в христианстве это значит и народу Божию. Для них не было РПЦ как отдельной от них некой структуры. Все они и сознавали себя РПЦ – Российской Православной Церковью, как тем самым народом Божиим. Строили, писали, мастерили для народа и себя. Вдумчиво и творчески, всё своё лучшее отдавали Богу и людям. Оттого и красота, гармония, ритмичность и устроенность храмов, как внешне, так и внутренне, не смотря на любое стилистическое разнообразие храмового зодчества в разные исторические эпохи. Всё это делалось для конкретной богослужебной цели, без которой невозможно понять не только живописных сюжетов и иконостасных конструкций, а самой архитектуры храмов и даже его внутренних объёмов. Во-вторых, у храма не может быть тех самых трёх основ, на которых музей формируется. Они ему не нужны. Право же, странно устраивать в храме разного рода выставки, даже и иконографические. Ни одна выставка не будет отвечать его смысловому содержанию, ибо он просто семантически не для них. Ему не нужны фонды, все они как бы в вечной его «экспозиции», но в кавычках, т.к. всё храмовое убранство призвано не экспанировать, а открывать и являть Бога во Христе и человека в Боге в богослужебном общении. Поэтому музей в храме по существу – банальная подмена.
Другое дело, что идея не «отвлечённого» музея в храме (где в искусствоведческом ключе говорится об эстетике формы вне её реального содержания) а «церковного музея» - есть. И возникла давно, ещё в конце XIXв. И были очень умные предложения и по ныне абсолютно актуальные. Но о ней никто сейчас не вспоминает. А зря. Сейчас применительно к полемике по поводу Исаакиевского собора, она была бы очень к месту и её реализация привлекла бы к экскурсоводам массу народа, как верующего, так и просто «интересующегося». Только экскурсоводам пришлось бы перестроится и повысить квалификацию. Но это для научных сотрудников вопрос организационно-технический и решаемый.
» #5 написал: nastek (7 февраля 2017 19:09) Статус: |
Странник57, Такой это - такая сложная инженерная конструкция, шедевр человеческой архитектуры. В который вложено огромное количество человеческих ресурсов. И да, в музее роскошь более уместна. Службы там и так проводились. Зачем РПЦ этот собор непременно в собственность? Кстати до революции Исакиевский собор не был в собственности РПЦ, он был в пользовании. Так что о каком либо восстановлении справедливости говорить не приходится. Просто рейдерский захват на высшем уровне. РПЦ пора бы остановится в обогащении.
» #4 написал: Странник57 (7 февраля 2017 16:30) Статус: |
Цитата: nastek И да, такой собор должен быть музеем. Для общения с богом не нужна роскошь.
В связи с этими утверждениями возникает сразу ряд вопросов. По первому утверждению. Что значит, "такой" собор? Какой особый смысл вкладывается в это указательное местоимение? Какие характеристики должны быть у христианского храма, чтобы чётко знать: вот "такой" должен быть музеем, а скажем, "секой" - храмом Божиим? Будьте добры, поведайте эти критерии, конкретизируйте их. По второму. Следуя логике Вашего высказывания, музею, стало быть, непременно нужна роскошь?
» #3 написал: nastek (7 февраля 2017 15:49) Статус: |
Foma, за молитвы деньги брать? РПЦ в соборе и так проводят службы, регулярно. Пожалуйста молитесь. И да, такой собор должен быть музеем. Для общения с богом не нужна роскошь.
» #2 написал: Foma (7 февраля 2017 15:16) Статус: |
Справедливость не восстанавливается передачей собора РПЦ.
Да нет уж. Вернуть прежнему хозяину то, что незаконно отобрали, это и есть справедливость. Собор строили не для того, чтобы превратить его в музей и деньги за вход брать. Собор строили для того, чтобы в нём люди молились.
--------------------
„Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Господом Богом.“ Паисий Святогорец
» #1 написал: Mariana (7 февраля 2017 09:46) Статус: |
Справедливость не восстанавливается передачей собора РПЦ. Дела города не улучшаются передачей собора РПЦ (передали собор и хлоп, вместо капитализма коммунизм). Справедливость восстанавливается в мыслях -словах - действии. А здесь - сплошное лукавство. Здесь справедливостью не пахнет. Хождение Исаакиевского Собора "по рукам" - это как раз результат тотального лукавства, которое нам "втюхивают" вместо Справедливости.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Такой это - такая сложная инженерная конструкция, шедевр человеческой архитектуры. В который вложено огромное количество человеческих ресурсов.
Т.е. другими словами, если христианский храм сложной инженерной конструкции, и является шедевром, то его непременно должно сделать музеем? Потому что принцип ведь, согласитесь, должен быть для всех один. Не так ли?
Следовательно, перевести в этот формат только в одной России по этому критерию нужно сотни храмов.
А если взять последний тезис процитированного Вашего отрывка про количество человеческих ресурсов, то совсем интересно получается. Видите ли, раньше существовала традиция в деревнях и сёлах строить храм «всем миром». Все не городские храмы, построенные таким образом, по этому критерию надо запретить Церкви ремонтировать и реставрировать, и переформатировать их в музеи. )))
И да, в музее роскошь более уместна.
Уважаемая nastek, роскошь в музее не может быть уместна или нет. В данном случае, сама Ваша оценочная характеристика музейного дела не уместна. Оно (муз. дело) лежит в другой системе координат. Музей – это место консервации сегментов человеческой культуры с дальнейшим их систематическим изучением и экспанированием. Музеи зиждутся на трёх китах: фонды, экспозиция и выставки.
Если в экспозицию входят предметы роскоши (например, музей – дворец) значит, они будут фиксироваться в фондах как «единицы хранения», изучаться и экспонироваться. Если музей, например, этнографический, скажем, крестьянского быта, то никаких предметов роскоши там не будет. А красота, тем не менее, будет. Просто это иная форма эстетики.
К чему я?
Во-первых, в храме, и Исаакиевский собор здесь не исключение, нет специальных предметов роскоши, в отличие от музеев, обладающих вышеуказанной спецификой. Все предметы в храмах предельно функциональны и служат строго определённым богослужебным целям. Высокая эстетика архитектуры храмов, его предметов, разнообразных облачений, росписей, иконостасов и пр. – это не роскошь. В этом смысле, «Исакий» ничем не более красив и искусен (и шедеврален), чем, скажем, миниатюрный и аскетичный, по сравнению с ним, Спасский собор Андроникова монастыря (музей А.Рублёва). Просто снова - стилистически другая эстетка.
Храмы во все времена, у всех народов всегда были самыми красивыми зданиями. Их строили самые лучшие архитекторы, расписывали лучшие художники и трудились лучшие мастера прикладного искусства, и делали на совесть, т.к. для них это, прежде всего, было жертвой Богу, а в христианстве это значит и народу Божию. Для них не было РПЦ как отдельной от них некой структуры. Все они и сознавали себя РПЦ – Российской Православной Церковью, как тем самым народом Божиим. Строили, писали, мастерили для народа и себя. Вдумчиво и творчески, всё своё лучшее отдавали Богу и людям. Оттого и красота, гармония, ритмичность и устроенность храмов, как внешне, так и внутренне, не смотря на любое стилистическое разнообразие храмового зодчества в разные исторические эпохи.
Всё это делалось для конкретной богослужебной цели, без которой невозможно понять не только живописных сюжетов и иконостасных конструкций, а самой архитектуры храмов и даже его внутренних объёмов.
Во-вторых, у храма не может быть тех самых трёх основ, на которых музей формируется. Они ему не нужны. Право же, странно устраивать в храме разного рода выставки, даже и иконографические. Ни одна выставка не будет отвечать его смысловому содержанию, ибо он просто семантически не для них.
Ему не нужны фонды, все они как бы в вечной его «экспозиции», но в кавычках, т.к. всё храмовое убранство призвано не экспанировать, а открывать и являть Бога во Христе и человека в Боге в богослужебном общении.
Поэтому музей в храме по существу – банальная подмена.
Другое дело, что идея не «отвлечённого» музея в храме (где в искусствоведческом ключе говорится об эстетике формы вне её реального содержания) а «церковного музея» - есть. И возникла давно, ещё в конце XIXв. И были очень умные предложения и по ныне абсолютно актуальные. Но о ней никто сейчас не вспоминает. А зря. Сейчас применительно к полемике по поводу Исаакиевского собора, она была бы очень к месту и её реализация привлекла бы к экскурсоводам массу народа, как верующего, так и просто «интересующегося». Только экскурсоводам пришлось бы перестроится и повысить квалификацию. Но это для научных сотрудников вопрос организационно-технический и решаемый.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 656
Рейтинг поста:
Такой это - такая сложная инженерная конструкция, шедевр человеческой архитектуры. В который вложено огромное количество человеческих ресурсов. И да, в музее роскошь более уместна.
Службы там и так проводились. Зачем РПЦ этот собор непременно в собственность?
Кстати до революции Исакиевский собор не был в собственности РПЦ, он был в пользовании. Так что о каком либо восстановлении справедливости говорить не приходится. Просто рейдерский захват на высшем уровне.
РПЦ пора бы остановится в обогащении.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
И да, такой собор должен быть музеем. Для общения с богом не нужна роскошь.
В связи с этими утверждениями возникает сразу ряд вопросов.
По первому утверждению. Что значит, "такой" собор? Какой особый смысл вкладывается в это указательное местоимение? Какие характеристики должны быть у христианского храма, чтобы чётко знать: вот "такой" должен быть музеем, а скажем, "секой" - храмом Божиим? Будьте добры, поведайте эти критерии, конкретизируйте их.
По второму. Следуя логике Вашего высказывания, музею, стало быть, непременно нужна роскошь?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 656
Рейтинг поста:
И да, такой собор должен быть музеем. Для общения с богом не нужна роскошь.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 377
Рейтинг поста:
Да нет уж. Вернуть прежнему хозяину то, что незаконно отобрали, это и есть справедливость. Собор строили не для того, чтобы превратить его в музей и деньги за вход брать. Собор строили для того, чтобы в нём люди молились.
--------------------
Паисий Святогорец
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 213
Рейтинг поста: