Распиаренный
вдоль и поперек проект строительства железной дороги Иран-Армения,
похоже, будет спущен на тормозах. Идея, о которой долгие годы говорили
власти Армении, обещая многомиллиардные инвестиции в экономику страны,
откладывается в долгий ящик.
Замглавы МИД Армении Шаварш Кочарян
накануне, 3 ноября, в ходе бюджетных слушаний в Национальном собрании
заявил, что у Ирана нет денег на инвестиции в строительство дороги.
"Это дорогостоящий проект. Есть определенные договоренности,
но их недостаточно для реализации проекта. Ожидания, что Иран может
осуществить инвестиции, неверные, поскольку после снятия санкций с этой
страны Тегерану самому нужны средства для восстановления своей
экономики", — сказал Кочарян журналистам.
По его словам,
армянская сторона должна профинансировать свой участок, а иранская —
свой. Но проблема в том, что иранский участок дороги практически
мизерный — 60 км. Львиная доля полотна должна была пролегать
по территории Армении — это около 250 км.
Стоимость проекта
оценивается в $ 3,2 млрд. Дорога наикратчайшим путем связала бы Азию
с Центральной Европой. О старте проекта было объявлено в начале 2013
года.
Строительство дороги было одним из краеугольных камней
предвыборной программы президента Армении Сержа Саргсяна в 2008 году.
Кроме того, данный проект постоянно фиксировался в программах
правительства Армении в 2012-ом, 2013-ом и 2014-ом гг.
Однако
проблема строительства с самого начала упиралась в банальное отсутствие
инвесторов. Судя по всему, изначально в качестве основного инвестора
"по умолчанию" рассматривался именно Иран. Но тогда армянские чиновники
и экспертное сообщество в унисон утверждали, что находящийся под
санкциями Иран "в настоящее время испытывает финансовые трудности", чем
и обусловлена задержка многочисленных проектов с Арменией, в том числе
и строительства дороги. Обществу говорилось, что как только Иран
выйдет из-под режима санкций, совместные проекты получат второе дыхание.
Сегодня
Иран частично вышел из-под санкций, но оказывается, высвобожденные
теперь средства Тегеран планирует направить на развитие собственных
проектов, а прокладывать рельсы по территории Армении не хочет. И это
понятно, тем более, что аналогичный проект реализуется с Азербайджаном.
Речь
идет о железной дороге Казвин-Решт-Астара (Иран) — Астара
(Азербайджан). Дорога является частью транспортного коридора "Север-Юг",
который призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией.
Он будет служить связующим звеном для железных дорог Ирана, Азербайджана
и России. С учетом этого, вопрос, зачем Тегерану раскошеливаться для
второго полотна в том же направлении — через Армению, звучит даже
не риторически. К тому же, не будем забывать, что львиную долю расходов
на строительство дороги Казвин-Решт-Астара берет на себя Азербайджан.
В июне этого года Иран и Международный банк Азербайджана договорились
по вопросу выделения кредита в размере $ 500 млн с целью реализации
данного проекта.
Что касается дороги Иран-Армения, такая участь
проекта объясняется тем, что власти Армении фактически не сумели
уговорить, убедить иранских партнеров в необходимости и полезности
армянского транзита. И не только иранских. В сентябре прошлого года
тогдашний премьер Овик Абрамян совершил визит в КНР. Пресса тогда
пестрела заголовками о том, что Армения привлечет китайские инвестиции
в строительство железной дороги Иран-Армения. Более того, отмечалось,
что потенциальных инвесторов несколько. Однако Абрамян спустя год
с момента визита в Пекин ушел со своего поста, и, судя всему, "унес"
с собой и "китайских инвесторов".
Возможно, помимо отсутствия
практического потенциала в лоббировании и отстаивании армянской властью
национальных интересов, среди причин, похоронивших проект, следует
рассматривать и чересчур неэффективную систему управления при
реализации Арменией столь масштабных программ. Для того, чтобы в этом
убедиться, следует рассмотреть схожий проект — строительство
автомагистрали Север-Юг.
Правительство Армении 14 января 2010
года одобрило инвестпрограмму строительства транспортного коридора
от иранской до грузинской границы Армении, а также рамочное финансовое
соглашение между Арменией и Азиатским банком развития на сумму $ 500
млн. Ереван привлек для реализации проекта 60 млн евро из Европейского
инвестиционного банка. Общие затраты на автомагистраль Север-Юг
оцениваются в $ 967 млн. Коридор общей протяженностью в 556 километров
обеспечит выход из Ирана к Черному морю и европейским странам через
территорию Армении и Грузии. Строительство коридора изначально ранее
планировалось полностью завершить в 2017 году. До намеченного срока
остается год, однако о завершении строительства пока нет и речи.
То и дело всплывают факты злоупотреблений, неэффективной растраты
и разбазаривания средств. Не помогают решить проблему и многочисленные
разносы во время заседаний правительства. Еще в июле этого года
на одном из таких заседаний Овик Абрамян обрушился с критикой
на Минтранс и испанскую компанию-подрядчика "Изолюкс Корсан". Последняя
была оштрафована за многочисленные недостатки при строительстве
отрезка дороги Ереван-Арташат. По некоторым сведениям в СМИ, к этим
махинациям имел отношение и теперь уже бывший министр транспорта Гагик
Бегларян. Случай с подрядчиком — лишь один из многочисленных эпизодов,
полное перечисление которых заняло бы не одну страницу.
Учитывая
подобный проблематичный ход строительства автомагистрали, не исключено,
что железная дорога стала бы второй такой "черной дырой", которая
постоянно поглощала бы все новые и новые кредитные средства. На этом
фоне заявления представителя армянского МИД лишь подтвердили тезис
экс-главы РЖД Владимира Якунина о том, что проект строительства
железной дороги Иран-Армения лишен эффективности. "Это как прорубить
окно в стену соседнего дома", — говорил он в прошлом году, за что
удостоился неистовой критики в армянских СМИ.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2203
Рейтинг поста:
... Идиоты .
Жадные они люди, армяне.