Китай скупает Голливуд для наращивания «мягкой силы»
Корпорации КНР скупают доли в крупнейших
кинокомпаниях и постепенно становятся ведущим игроком на мировом
кинорынке, диктуя свои правила сценаристам и режиссерам. Параллельно в
Пекине готовят новый закон о кино, который превратит эти правила в
обязательные условия. С виду это просто бизнес. На деле – мощное
дипломатическое оружие, результаты применения которого видны уже сейчас.
Несколько
дней назад самый высокооплачиваемый режиссер мира Стивен Спилберг и
самый богатый человек Китая Джек Ма созвали пресс-конференцию в Пекине и
объявили о сделке: владелец интернет-гиганта Alibaba покупает долю в
киностудии Amblin Pаrtners (бывшая Dreamworks). Финансовые параметры не
разглашаются. Известно лишь, что Ма получит место в совете директоров
киностудии, партнеры-миллиардеры пообещали принести «больше Китая в
Америку и еще больше Америки в Китай».
«В «Войне миров Z» полчища зомби тоже должны были прийти из Китая. По настоянию китайцев зомби пришли из России»
Теперь
китайские товарищи будут принимать участие в производстве и дистрибуции
фильмов по всему миру. Сделка Ма и Спилберга свидетельствует о том, что
КНР постепенно прибирает к рукам Голливуд как один из главных
инструментов «мягкой силы» в мировом масштабе. Причем китайское
вторжение идет уже давно.
До 1994 года прокат иностранных фильмов в
КНР в принципе был запрещен. А когда его все-таки разрешили,
правительство жестко ограничило число зарубежных картин. До 2009-го в
прокате могло появиться не более 20 иностранных лент в год, сейчас – не
более 34. Но все это время число кинотеатров в Китае, как и спрос на
билеты, росли огромными темпами – вслед за количеством китайцев, так или
иначе приближающихся к «среднему классу». В 2015 году кинопрокат КНР
принес более 6 млрд долларов. Сегодня это второй по объему кинорынок
после американского, а к 2018 году он должен стать первым в мире.
За
возможность выйти на этот гигантский рынок голливудские киностудии
давно ведут отчаянную борьбу, однако Пекин охраняет свой рынок, как
дракон – сокровища. Дистрибуцией фильмов долгое время занимались
исключительно китайские компании. Большинству правообладателей
предлагается прокат с минимальными выплатами или вообще без права на
процент от кассовых сборов. При этом получить разрешение на прокат
производитель должен от Главного государственного управления печати,
радиотелевещания и информации. Требования к кандидатам строги: никакой
религии, минимум эротики, добро должно побеждать зло.
Чтобы обойти
квоту в 34 фильма, зарубежные студии заключают с китайской стороной
договоры о копродакшене. Правительство эту идею поощряет. Во-первых,
такой подход гарантирует часть доходов от кассовых сборов отечественному
производителю. Во-вторых, дает китайцам доступ к новейшим технологиям
американских конкурентов. В-третьих, сценарий фильма, заявленного как
продукт совместного производства, должен предоставляться на рассмотрение
китайским цензорам еще до начала съемок. Так КНР регулирует зарубежное
кинопроизводство в обмен на доступ к своему кинозрителю и его деньгам.
Но подобные сделки выгодны и американским кинопроизводителям: картины,
произведенные вместе с китайцами, имеют в КНР статус национальных
фильмов, так что прокатные ограничения на них не распространяются. Также
это дает возможность увеличить свой процент от проката – сейчас
американский фильм приносит студии не больше 25% от сборов в КНР.
Нынешний
год в деле сращения китайского и американского кинобизнеса стал
этапным. За полгода до сделки Ма и Спилберга китайская компания Dalian
Wanda Group приобрела контрольный пакет акций киностудии Legendary за
3,5 млрд долларов. Летом Dalian Wanda вела переговоры о покупке 49%
акций Paramount Pictures, а в сентябре заключила альянс с Sony Pictures
Entertainment. В КНР много свободных денег, которые китайцы рады
инвестировать в кинопроизводство. Эта распродажа в Голливуде очень
напоминает проникновение туда же японского бизнеса. Оно началось в
1980-е годы с продажи Sony студии Columbia Pictures, а закончилось в
2005 году продажей MGM все той же Sony. В то время именно японский
кинорынок был вторым в мире после американского. Чтобы его занять,
Голливуд был готов поделиться с японскими партнерами акциями своих
компаний и даже продать старейшие студии-мейджоры. Сегодня ту же
политику он ведет в отношении Китая. Но в отличие от японских союзников,
китайские товарищи контролируют голливудский контент гораздо жестче.
Любой
американский фильм, предназначенный для проката в КНР, вынужден
подстраиваться под требования цензуры, главное из которых – никакой
критики в адрес Китая. И надо сказать, кинопроизводители отлично с этим
справляются. Отсматривая новый голливудский блокбастер, мы даже не
подозреваем, что на экране фильм, снятый с соблюдением всех правил,
установленных Главным государственным управлением печати,
радиотелевещания и информации КНР.
К примеру, в фильме «Петля
времени» Райана Джонсона главный герой копил деньги, чтобы бросить все и
уехать в Париж. Внезапно в сценарии появился следующий диалог. Босс
говорит герою: «Я из будущего. Лучше езжай в Китай». В результате герой
стал мечтать не о Париже, а о Шанхае. Так китайские товарищи поправили
своих американских партнеров.
Другой пример: в «Красном рассвете»
США должна была захватить китайская армия. После переговоров с
китайскими цензорами в роли оккупантов выступили северные корейцы. В
«Войне миров Z» полчища зомби тоже должны были прийти из Китая. По
настоянию китайцев зомби пришли из России.
Но если для проката в
КНР цензоры просто меняют текст и вырезают неприятные им сцены (из
«Миссия невыполнима – 3», например, убрали белье, живописно сушившееся
на шанхайских балконах), то полномасштабное сотрудничество китайских и
американских кинематографистов приведет к тому, что режиссеры будут
вынуждены как на конвейере штамповать доброе семейное кино без эротики,
преступности, цинизма и всего того, что может расстроить китайских
коммунистов.
Пресса регулярно критикует американских
кинопроизводителей за их низкопоклонство перед Китаем. Юморист Стивен
Кольберт высмеивает страсть Голливуда к вкусному «кисло-сладкому
китайскому юаню». А в сентябре 16 конгрессменов даже сделали запрос,
беспокоясь насчет возрастающего влияния КНР на американский
кинематограф. Однако сами кинопроизводители реагируют в стиле «это же
экономика, глупый» – и продолжают подстраиваться под требования
китайских партнеров.
Историки кино по этому поводу уже вспомнили,
как успешно завоевывал в свое время Голливуд главный кинорынок 1930-х –
гитлеровскую Германию. В предвоенные годы для немецкого консула в
Лос-Анджелесе регулярно устраивались закрытые предпросмотры важных
голливудских картин. Если консулу какой-нибудь эпизод не нравился, его
вырезали. После этого немецкий прокат фильму был обеспечен.
Если
судить по кассовым результатам, лучше всех госзаказ КНР пока выполняет
именно Стивен Спилберг. Рекордная касса, собранная в Китае франшизой
Dreamworks «Кунг-фу панда», – предмет зависти всех его коллег. Сделка с
Джеком Ма стала логичным завершением его большого пути к званию
народного артиста КНР.
А пока китайские олигархи скупают сети
кинотеатров и контрольные пакеты киностудий, готовясь стать главными
игроками уже на мировом кинорынке, правительство КНР предложило проект
нового закона о кинематографе. Согласно ему фильмы должны быть
«безупречны не только в профессиональном, но и в моральном отношении».
Актерам и актрисам, замешанным в громких скандалах, будет запрещено
вручать национальные кинопремии, а китайским кинокомпаниям будет
запрещено работать над иностранными фильмами, которые «ущемляют
национальное достоинство и интересы Китая, провоцируют социальную
нестабильность и оскорбляют национальную гордость китайцев».
Если
закон будет принят, все фильмы совместного американо-китайского
производства будут подпадать под его действие. А так как Китай
постепенно захватывает контроль над главным мировым кинорынком, вскоре,
вероятно, зрители всего мира будут обречены смотреть добрые и веселые
кинофильмы, в которых прославляется величие и мощь Китая, а на финальных
титрах развевается красный флаг. «Потому что нам нужно кино со
стержнем, нравственное и теплое», – заявила недавно вице-премьер
Госсовета КНР Лю Яньдун.
В воздухе повис вопрос: а может ли Россия
так же диктовать свои кинематографические вкусы Голливуду, как это
делает Китай? Может. Но для начала ей придется стать Китаем – если уж не
по количеству зрителей, то хотя бы по финансовым возможностям.
http://vz.ru/world/2016/10/12/... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|