14 марта 2016 года Арбитражный суд г. Москвы признал законным
решение ФАС России по делу о злоупотреблении Google своим доминирующим
положением на рынке предустановленных магазинов приложений в
операционной системе Android, локализованных для Российской Федерации.
Компании Google необходимо скорректировать договоры с
производителями мобильных устройств – исключить из соглашений
антиконкурентные требования, ограничивающие установку приложений и
сервисов других разработчиков.
В результате разработчики приложений получат возможность
предустанавливать свое ПО на мобильные устройства, а пользователи
мобильных устройств под управлением ОС «Андроид», распространенных на
территории РФ, будут информированы о деактивации предустановленных
приложений Google, изменении поисковой машины в браузере Google Chrome,
возможности установки иного виджета поиска и установки иных приложений,
аналогичных входящим в пакет GMS, а также смены расположения иконок на
экране устройства в форме уведомления, которое должно быть выведено на
экран мобильного устройства.
«Мы одними из первых в мире вынесли решение в отношении компании
Google, а несколькими месяцами позже Европейская комиссия возбудила дело
по тем же признакам нарушения антимонопольного законодательства в ЕС.
Таким образом, мы создали прецедент, который, безусловно, вызвал большой
интерес у зарубежных коллег», – отметил руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев.
В интервью ТПП-Информ глава ФАС рассказал о международных аспектах деятельности Службы.
– В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2015–2016 Всемирного
экономического форума Россия находится на 45-м месте, поднявшись на
несколько позиций с прошлого раза. Как Вы оцениваете конкурентную среду в
России? За счет чего, на Ваш взгляд, мы еще можем улучшить свое место в
рейтинге и соответственно стать конкурентоспособнее на мировой арене?
– В своей оценке конкурентоспособности стран Всемирный экономический
форум учитывает стремление властей к ликвидации препятствий для
экономического развития и около трети оценки – это статистика и
законодательство.
Конкурентное законодательство за последнее время действительно
изменилось. Именно тенденции к его либерализации и позволили России
подняться в мировом рейтинге.
В 2015 году был принят т. н. «четвертый антимонопольный пакет» –
комплекс поправок к антимонопольному законодательству, который в том
числе снизил административные барьеры для малых и средних предприятий.
Кроме того, совсем недавно был принят «антикризисный» законопроект,
который также вывел из-под антимонопольного контроля в части
злоупотребления доминирующим положением компании, годовая выручка
которых не превышает 400 млн рублей.
Были сокращены и основания для внеплановых проверок со стороны
антимонопольного органа в отношении малых предприятий. Все эти изменения
направлены на то, чтобы контроль со стороны конкурентного ведомства
осуществлялся только при наличии реальных угроз для конкуренции,
способных отразиться на других компаниях или широком круге потребителей.
Принятие таких поправок позволяет нам сконцентрироваться на
действительно разрушительных явлениях на рынке. Так было, например, в
случае с расследованием, которое мы недавно провели в отношении компании
Google – крупнейшего лидера рынка телекоммуникаций. Доказав
злоупотребление компанией Google своим доминирующим положением, мы
открыли возможность другим компаниям – как российским, так и зарубежным –
участвовать в честной борьбе за потребителя.
Наши планы по поддержке малого и среднего бизнеса, а также
использование передового мирового опыта, в частности рекомендаций
Организации экономического сотрудничества и развития, дает нам
уверенность в дальнейшем улучшении места России в рейтинге
конкурентоспособности.
Кстати, оставшиеся две трети оценки – это результаты глобального
опроса руководителей компаний. Значит, повышение места нашей страны в
мировом рейтинге означает, что бизнес-сообщество также видит рост
конкурентоспособности в России.
– Одним из главных направлений международной деятельности ФАС России
является содействие интеграции экономики России в мировое экономическое
пространство и больше того, участие в процессе формирования концепции
общего европейского экономического пространства. Насколько сегодня в
условиях санкций можно говорить об интеграции и едином пространстве?
– Сотрудничество с европейскими странами, Еврокомиссией с момента
создания в России антимонопольных органов является одним из приоритетных
направлений международного сотрудничества. Это обусловлено большим
опытом наших коллег в вопросах развития конкурентного законодательства.
Совершенствуя антимонопольное законодательство и практику его
применения с учетом европейского опыта, мы решали глобальную задачу
экономической интеграции в формате Россия – ЕС по созданию однородных
правил для ведения бизнеса в наших странах.
Сегодня можно сказать, что нам удалось создать в России современную
систему антимонопольного регулирования и передовое антимонопольное
законодательство, основанные на лучших мировых практиках, что было
подтверждено авторитетнейшей международной организацией – Организацией
экономического сотрудничества и развития, в которую Россия вступила
летом 2013 года.
В настоящее время сотрудничество с Еврокомиссией и европейскими
странами продолжается, но речь уже идет о качественно новом уровне
взаимодействия, когда российский антимонопольный орган уже представляет
собой опытного правоприменителя и ответственного партнера.
– Совсем недавно ФАС России объявила о переходе официального
аккаунта ведомства в социальной сети Facebook на двуязычный формат
общения – русский и английский, объяснив это решение активным
взаимодействием ФАС с международными организациями, а также интересом к
деятельности российского антимонопольного органа со стороны конкурентных
ведомств других стран и зарубежного бизнес-сообщества. С чем Вы
связываете интерес к России наших зарубежных партнеров?
– Интерес к деятельности ФАС России со стороны зарубежных коллег был
всегда. За годы активного развития международного сотрудничества мы
подписали более 50 документов различного уровня с зарубежными
конкурентными ведомствами. Мы всегда представляем свой опыт на
глобальных площадках, таких как Международная конкурентная сеть (МКС),
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференция
ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД): нас приглашают выступать с
ключевыми докладами, нашу практику считают интересной и прецедентной. К
примеру, мы одними из первых в мире вынесли решение в отношении компании
Google, а несколькими месяцами позже Европейская комиссия возбудила
дело по тем же признакам нарушения антимонопольного законодательства в
ЕС. Таким образом, мы создали прецедент, который, безусловно, вызвал
большой интерес у зарубежных коллег.
Мы всегда считали международное сотрудничество одним из приоритетов
деятельности ФАС России. С момента передачи нам функций по тарифному
регулированию взаимодействие с зарубежными партнерами стало еще более
интенсивным и обширным, поскольку охватывает теперь не только
конкурентные ведомства, но и тарифные регуляторы. Мы также плотно
взаимодействуем с экспертным и научным сообществом, которые интересуются
нашей практикой антимонопольного правоприменения, тарифного
регулирования, развития законодательства.
В связи с таким интересом наших партнёров за рубежом возникает
необходимость информировать их о деятельности ФАС России в доступной и
понятной форме, оперативно и на постоянной основе.
Таким средством коммуникации всегда был официальный сайт ФАС России,
который ведется как на русском, так и на английском языке. Вместе с этим
мы прекрасно понимаем, что сегодня все больше обсуждений, в том числе
между экспертами, происходит в социальных сетях, и мы считаем
необходимым реагировать на такие вызовы времени и подстраиваться под
них, поэтому мы решили запустить англоязычную версию нашей страницы на
Facebook.
Нашу страницу мы ведем активно, всегда реагируем на комментарии,
поддерживаем диалог. Я надеюсь, что эта площадка станет эффективной
платформой для коммуникации с зарубежными экспертами и получения
обратной связи о нашей деятельности.
– 11 лет назад ТПП РФ и ФАС России подписали Соглашение о
сотрудничестве, продемонстрировав за это время высокий уровень
взаимодействия и поиска решений совместных задач. Какие, на Ваш взгляд,
наиболее актуальные проблемы стоят сегодня перед двумя организациями, в
том числе на международном направлении?
– Основной задачей российской конкурентной политики является создание
благоприятных условий для развития предпринимательства в России. Эту
задачу ФАС России решает, в том числе взаимодействуя с ТПП России.
Подписание в 2005 году нашего двустороннего соглашения позволяет
эффективно сотрудничать по вопросам компетенции ФАС России и
способствует созданию условий для эффективного развития
предпринимательства и конкуренции.
Одиннадцатилетнее сотрудничество с ТПП России позволяет ФАС России
более эффективно решать задачи, стоящие перед ведомством, в том числе по
повышению инвестиционной привлекательности экономики нашей страны для
иностранных компаний.
Опыт взаимодействия с ТПП России позволил выйти нам новый уровень
работы, мы активно развиваем сотрудничество с торгово-промышленными
палатами зарубежных стран в целях информирования иностранных компаний о
происходящих изменениях законодательства, контроль за соблюдением
которого находится в сфере ведения ФАС России. Путем проведения разного
рода совместных мероприятий мы узнаем о существующих проблемах ведения
предпринимательской деятельности, предлагаем пути их решения.
Мы уверены, что открытый и конструктивный диалог с предпринимательским
сообществом не только способствует развитию здоровой конкуренции, но и
повышает инвестиционную привлекательность нашей страны.
– На юридическом форуме в Петербурге со странами БРИКС – Китаем,
Индией, Южной Африкой и Бразилией был подписан, по Вашим словам,
исторический документ, согласно которому стороны будут проводить
совместные расследования в отношении лучших и худших практик в огромных
транснациональных корпорациях, которые действуют на территориях
объединения. Почему это соглашение так важно? И если можно,
охарактеризуйте наше сотрудничество со странами в рамках партнерств
ЕАЭС, БРИКС, ШОС, АСЕАН.
– Меморандум даст новый импульс ведению совместной конкурентной
политики. Документ, разработанный по нашей инициативе, определил
конкретные механизмы сотрудничества ведомств.
Помимо ставших уже традиционными таких форм взаимодействия, как
консультации и обмен неконфиденциальной информацией, меморандум
предусматривает возможность работы в формате совместной Рабочей группы
по исследованию вопросов конкуренции в социально-значимых секторах
экономик стран БРИКС. Входящие в состав Рабочей группы представители
антимонопольных органов стран БРИКС намерены приглашать на свои
заседания глав крупнейших транснациональных корпораций для
конструктивного диалога, определения путей пресечения недобросовестных
практик ведения бизнеса и выработки лучших практик в интересах
потребителей наших стран.
Первое заседание Рабочей группы было решено посвятить обсуждению
вопросов защиты и развития конкуренции в фармацевтической отрасли, в том
числе в контексте реализации крупными международными фармацевтическими
компаниями недобросовестных практик на рынках стран БРИКС.
Заседание состоится в рамках международного мероприятия «Неделя
конкуренции в России» во второй половине сентября 2016 года в Московской
области. Подготовили Марина Дроговейко, Сергей Тюрин Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|