Попытка государственного переворота вызвала волну репрессий в Турции. Под видом борьбы с участниками мятежа в стране проводятся массовые аресты и увольнения. Причем под раздачу попадают не только военные, чиновники и судьи, но и представители совершенно мирных профессий, например учителя. Запад осуждает Реджепа Тайипа Эрдогана за политику закручивания гаек. Поведение турецкого президента склоняет все большее количество людей к мысли о том, что провалившийся переворот был тщательно срежиссирован властями страны.
Аресты по делу о попытке военного переворота в турецком порту Мерсин. Фото: Depo Photos/ Zuma/ TASS
Необходимость тщательной зачистки страны от враждебных элементов - главный вывод, сделанный Эрдоганом по результатам военного бунта. Уже на следующий день после путча турецкий лидер назвал прошедшие события "подарком от Бога" - в том смысле, что мятеж поможет очистить армейские ряды. Слова президента не разошлись с делом. В последующие несколько дней под предлогом борьбы с заговорщиками были арестованы более 6 тыс. военных, среди которых около 100 высших офицеров. Силовики также задержали 750 судей, 650 гражданских лиц, сотню полицейских и даже двух пилотов турецких ВВС, которые в ноябре 2015 г. сбили российский Су-24. По словам вице-премьера Турции, в общей сложности через судебное разбирательство по делу о перевороте пройдут 9322 человека.
Десятки тысяч людей по всей стране лишились работы по подозрению в неблагонадежности. От службы отстранили 8 тыс. полицейских, около 3 тыс. судей, 257 человек из канцелярии премьер-министра, порядка 1500 сотрудников Министерства финансов. Почти половину губернаторов (30 из 81) президент страны отправил в отставку.
Однако самым неожиданным решением главы государства стало отстранение от должностей 15 тыс. работников системы образования. Помимо этого, у 21 тыс. человек были отозваны образовательные лицензии. Остракизму подверглись все, кто когда-либо сотрудничал или хотя бы проявлял интерес к просветительскому движению "Хизмет" (а это чуть ли не каждый второй учитель в стране), лидера которого Фетхуллаха Гюлена Эрдоган считает главным организатором путча.
Обстановка в стране спустя четверо суток после провала путча остается крайне напряженной. И в этом виноват сам президент. Он ввел в Стамбуле чрезвычайное положение и перебросил в крупнейший город страны дополнительные силы спецназа. В городе дежурит военная техника, по улицам ходят вооруженные патрули, дан приказ сбивать все вертолеты в стамбульском небе. Госслужащим запретили уходить в отпуска. Чиновников не выпускают в зарубежные командировки. Во всем царит атмосфера подозрительности. Власти повсюду ищут предателей.
Попытка переворота полностью развязала Эрдогану руки. Его авторитарные методы подавления инакомыслия ранее вызывали недовольство в обществе (достаточно вспомнить протестные акции в парке Гези три года назад). Теперь же вся страна осуждает путчистов, и репрессии против "врагов государства" президент объясняет волей народа. Допросы, аресты и увольнения - это еще цветочки. Борьба с заговором толкает Эрдогана на радикальные меры. Самый широкий резонанс вызвало его предложение вернуть смертную казнь (в ЕС тут же ответили, что членства в союзе Турции в этом случае не видать как своих ушей).
Не исключено, что давление на оппозицию, на прессу, на академическое сообщество увеличится еще больше - и все это будет подаваться под соусом борьбы с экстремистами и заговорщиками. В социальных сетях провалившийся переворот уже сравнивают с поджогом Рейхстага в 1933 году, который стал предлогом для резкого ограничения гражданских свобод в Германии.
Скорее всего, оперативно подавленный путч стал для Эрдогана отличным поводом для окончательного сведения счетов с политическими оппонентами. Однако альтернативная версия о том, что неудачный мятеж подстроил сам глава государства, уже успела стать общим местом. Мол, президент решил не дожидаться удобного момента, а создал его себе сам. Чем еще объяснить странный сценарий переворота: военные решили бунтовать в пятницу вечером, не отключили электричество и интернет, не закрыли воздушное пространство, не блокировали Эрдогана в отеле, где он отдыхал - иными словами, сделали все возможное, чтобы обречь себя на неудачу. Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан отметил, что масштаб репрессий свидетельствует о том, что списки лиц, подлежащих задержанию, были подготовлены еще до мятежа.
Зарубежные политики осудили реакцию Эрдогана на попытку захвата власти. Госсекретарь США Джон Керри предостерег Анкару от любых действий, которые бы позволили усомниться в ее приверженности демократии и могли испортить отношения с союзниками по НАТО. Французский МИД заявил, что случившиеся в стране "не дает карт-бланш президенту Эрдогану, зачистки недопустимы". Министерство иностранных дел Австрии обратилось к странам Евросоюза с требованием четко обозначить для турецкого лидера границы дозволенного.
Эрдоган ранее неоднократно выказывал пренебрежение к мнению западных стран относительно внутренних турецких дел. Заставить его немного ослабить хватку сможет лишь ультиматум со стороны ЕС: дальнейшие репрессии поставят крест на европерспективах, отмене визового режима и притоке инвестиций.
Вооруженный мятеж и вызванная им внутриполитическая нестабильность и без того нанесли сокрушительный удар по турецкой экономике: фондовый рынок и национальная валюта отреагировали стремительный падением. В случае снижения иностранных вливаний экономика будет поставлена на грань рецессии. Так что Эрдогану есть над чем подумать помимо мести учителям и судьям.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2203
Рейтинг поста: