Россия делает ставку на самолеты советского прошлого
Сразу два крупных
авиационных проекта реанимируются в России - возрождается производство
Ил-96 и Ил-114. Экономическая эффективность обоих самолетов по сравнению
с западными аналогами вызывает большие сомнения. Однако у страны есть
другие задачи, ради реализации которых правительство готово смириться с
убыточностью создания и эксплуатации этих лайнеров.
«Принято
волевое, умное технологическое решение о создании на базе Ил-96-400
самолета в самых разных модификациях, в том числе дальнемагистрального
широкофюзеляжного самолета», - рассказал на итоговой коллегии
Минпромторга вице-премьер Дмитрий Рогозин.
По его словам, эта
модификация Ил-96-400 закроет потребности российских компаний вплоть до
создания российско-китайского широкофюзеляжного самолета. «Это позволит
нашим компаниям, с учетом курсовой разницы, сделать выбор в пользу
российской авиационной техники, а не закупать Boing и Airbus, - считает
Рогозин.
Чтобы закрыть полностью всю линейку собственными
самолетами, Россия ведет также работы над запуском регионального
самолета Ил-114 на 64 пассажира. По словам Рогозина, на совещании в Сочи
под руководством президента было принято решение о выделении
дополнительных финансовых средства на эти два авиационных проекта.
В
частности, на программу производства самолетов Ил-114 предполагается
направить из бюджета 50 млрд рублей, уточнил глава Минпромторга Денис
Мантуров.
Рогозин также напомнил, что в ближайшее время в
Иркутске состоится выкатка среднемагистального самолета МC-21. По его
словам, до конца года этот самолет должен быть поднят в небо.
Все
эти разработки позволят России отказаться от массовой закупки импортных
самолетов. «Не будет никаких закупок, именно поэтому приняты эти
решения для того, чтобы в условиях, когда в силу исчерпания ресурсов
старых украинских самолетов (Ан-24 и Ан-26) они просто будут уходить
через три-пять лет из авиационных компаний, - сказал Рогозин. - Если мы
наши авиационные компании оставим без отечественного самолета нового,
то, конечно, они пойдут закупать иностранные самолеты. И чья это будет
вина? Их? Нет – наша».
Между тем, у экспертов есть большие
сомнения в коммерческом успехе этих авиационных проектов. Даже с учетом
девальвации рубля. «Из-за резких курсовых колебаний последних двух лет,
сейчас российские товары выглядят более выигрышно.
Но через год-два
эффект курсовой разницы полностью уйдет, а производство самолета это
длительный процесс», - говорит первый вице-президент «Российского союза
инженеров»Иван Андриевский.
Перспективы Ил-114
Ил-114
самолет должен закрыть потребности в межкраевых, межобластных
перевозках пассажиров. «Сегодня, если вы хотите из Амурской области
переехать в Хабаровский край, если у вас нет чартера, если вы не богатый
Буратино, то вам приходится это делать чуть ли не через Москву. Теперь
ситуация будет кардинально изменена», - заявляет Рогозин.
Ил-114
был разработан КБ Ильюшина еще в СССР в 80-х гг. и до 2012 года
выпускался в Ташкенте. Теперь его производство хотят наладить в России.
Ранее думали запустить выпуск Илов на самарском «Авиакоре». Но теперь
принято решение выпускать его на Нижегородском авиазаводе «Сокол»
(входит в ОАК). Это один из старейших завод в России, и сейчас
специализируется на выпуске истребителей семейства «МиГ». На «Соколе»
готовы выпустить первый Ил-114 в 2018 году «из ташкентского задела»,
говорил ранее исполнительный директор предприятия Александр Карезин. В
планах собирать ежегодно 18 Ил-114.
По плану в 2019 году должны
начаться летные испытания этого самолета, а в 2020-2021 годах
планируется развернуть серийное производство. Рогозин выразил надежду,
что авиапром выполнит эти обещания.
Однако коммерческий успех
проекта вызывает сомнения. Еще в 2014-м году подчитали, что для
налаживания серийного производства Ил-114 в России потребуется 55 млрд
рублей. Судя по всему, теперь объем инвестиций увеличился.
«За эти пару
лет инфляция очевидно должна была накинуть к этой оценке еще с десяток
миллиардов рублей, а может и более», - говорит газете ВЗГЛЯД директор
«Авиапорта» Олег Пантелеев.
«Если разделить объем инвестиций на
тот потенциал рынка, который есть у России, то станет не так очевидны
перспективы коммерческого успеха этого проекта. Безусловно, наладить
производство Ил-114 можно, но вот получить прибыль от этой программы
будет трудно», - считает он.
Эксперт исходит из того, что в
проект выпуска Ил-114 не закладываются прорывные разработки, речь не
идет о создании самолета по характеристикам превосходящим конкурентов,
как это было изначально при создании, например, SSJ-100, и предполагает
проект создания МС-21. «SSJ-100, когда он только появился, превосходил
конкурентов, и МС-21 тоже обещает показать лучшие параметры с точки
зрения прямых эксплуатационных расходов», - говорит Пантелеев. Без
создания самолета с прорывными технологиями, выход на конкурентный
мировой рынок Ил-114 закрыт, полагает он.
Впервые новый Ил-96
оторвался от земли в октябре 1988 года, а уже в 1989 году был
представлен на авиашоу в Париже. В массовое производство самолет
поступил только с 1993 года. Первый рейс был в США, потом его активно
начали использовать для перелетов внутри страны. Три машины даже были
проданы на Кубу, в том числе лайнер президентского класса.
Ил-96-400
является глубокой модернизацией Ил-96-300 с двигателями ПС-90А-1 и
улучшенной авионикой. Фюзеляж был «позаимствован» у Ил-96М. Максимальная
пассажировместимость - 435 человек. Максимальная дальность полета - 13
000 км.
В России эти самолеты использовал «Аэрофлот» (но вывел из
своего парка) и уже обанкротившаяся «Трансаэро». Несколько Ил-96-300
по-прежнему имеется в Управлении делами президента.
Однако проект создания широкофюзеляжного самолета на базе Ил-96-400 с коммерческой точки зрения тоже смотрится сомнительно.
«На
технологиях и конструкциях, берущих корни еще в 80-х годах прошлого
столетия, конкурировать с такими продуктами как Boieng 777X и B787 или
же A350 и A330Neo априори невозможно. По своим прямым эксплуатационным
расходам и привлекательности для коммерческих авиакомпаний такой продукт
проиграет конкурентам с разгромным счетом», - говорит Олег Пантелеев.
Если
этот проект имеет мало отношения к потребностям российских
перевозчиков, тогда почему в него вкладывают бюджетные средства? Если
Ил-114 решают локальную проблему дальних регионов, то судя по всему,
самолет на базе Ил-96 призван решить задачу национального масштаба.
Государство
занимается этим проектом, чтобы сохранить у ВАСО соответствующие
производственные компетенции, ведь именно на таком лайнере летает
президент.
Сложно представить, чтобы глава государства пользовался
иностранным самолетами.
Во-вторых, наличие такого лайнера может быть
подстраховкой в случае реализации изоляционного сценария для России, то
есть если Запад ужесточит санкции вплоть до запрета продажи иностранных
гражданских судов и главное – их ремонта и обслуживания в нашей стране. В
этом случае самолет на базе Ил-96-400 позволит российским авиакомпаниям
продолжить летать.
Пантелеев соглашается, что если «всерьез
рассматривать риски расширения санкций и прекращения поддержки парка
самолетов российских авиакомпаний, то с этой точки зрения собственное
самолетостроение в полностью самодостаточном формате, то есть без
поставок комплектующих из других стран, наверно, имело бы право на
существование».
Судя по всему, есть еще одна причина, по которой
России нельзя, чтобы компетенции Ил-96 канули в лету – военная. На базе
этого лайнера будут созданы воздушные пункты управления третьего
поколения, так называемые самолеты «судного дня». Это самолеты, которые
могут быть задействованы в случае ядерной войны, если наземные структуры
управления будут уничтожены. Самыми известными из таких
специализированных самолетов являются американские E-4B на базе лайнеров
Boeing-747 и российские Ил-80, разработанные на основе пассажирских
Ил-86.
В конце 2015 года ОПК вместе с Объединенной
авиастроительной корпорацией создала для Минобороны модернизированный
воздушный пункт управления Ил-80, и военное ведомство заказало еще один
такой самолет.
Буквально на днях представитель Объединенной
приборостроительной корпорации (ОПК, входит в госкорпорацию «Ростех»),
рассказал, что второе поколение самолетов «судного дня» прослужат России
ориентировочно до 2025 года. И уже через пять-семь лет в России должно
появиться третье поколение воздушных пунктов управления как раз на базе
Ил-96.
Текст: Ольга Самофалова Источник: http://vz.ru/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 745
Рейтинг поста:
Да хоть Ил-18.Какая оснастка есть,то и будут делать.Ключевое слово здесь "СВОЕ".Со временем появятся деньги,будут новые проекты.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
На Украине выразили готовность запустить серийное производство самолетов «Мрия»
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 273
Рейтинг поста:
А ведь без нашего титана ихние "Боинги" не взлетят никогда.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 215
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 160
Рейтинг поста:
Что с тех пор может измениться?! Изменилась начинка , иначе "авионика". В самолётах больше стало пластика, появились новые двигатели. Изменились законы аэродинамики?! Нет. В материало(металло)ведении что-изменилось?! Да как бэ принципиально нет.
Фюзеляж отработан. Движки, авионика (ну и пластик в салон), в целом всё. Работать будет. По движкам прорыв произошёл. Электроннику худо-бедно клепаем. Нет ни чего страшного. Всё новое это хорошо забытое старое. Аффтар грантоед
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
--------------------