При работе с Индонезией разведка должна учесть уроки соперничества с ЦРУ
Соглашение об обмене разведданными между Россией и Индонезией
имеет гораздо большее значение, чем кажется на первый взгляд. Джакарта
для Москвы – перспективный партнер и в энергетической сфере, и в области
торговли оружием. И стороны, судя по всему, учли прошлый опыт, когда
сотрудничество СССР и Индонезии оказалось под прицелом ЦРУ.
Москва
и Джакарта договорились об обмене разведданными и наращивании контактов
между силовыми ведомствами, заявил в среду президент Индонезии Джоко
Видодо. «Нас интересует налаживание и дальнейшее развитие сотрудничества
в области преодоления вызовов и угроз, в первую очередь в сфере
противодействия терроризму», – сказал он по окончании переговоров с
президентом РФ Владимиром Путиным. Какие именно данные индонезийской
разведки могли бы заинтересовать Россию, тем более на двусторонней
основе, – вопрос дискуссионный.
«Считается,
что решающим фактором при аннексии Ириан-Джая стало присутствие вокруг
Папуа – Новой Гвинеи с ее многочисленными мелкими островами десятков
советских подводных лодок» Первое, что очевидно, понятно и о
чем сказал сам индонезийский президент, – это сотрудничество в вопросе
борьбы с терроризмом. Индонезия – самое большое по численности населения
мусульманское государство мира и постоянный объект атак террористов.
Особенно часто террору подвергаются курортные зоны, а также места
компактного проживания немусульманского населения. Его немного (около
2%), и наибольшая его плотность приходится как раз на курортный остров
Бали, а также на провинцию Ачех – вечный источник сепаратизма.
Пока
индонезийская контрразведка приучена работать постфактум, и после
резонансных террористических актов, при которых на курортах гибнут
иностранцы, командовать в расследовании пытается Австралийская служба
безопасности и разведки (АСБР). Австралийцы негласно взялись курировать
регион Южных морей, кроме того, в официальных документах Канберры,
посвященных обороне и безопасности, записано, что «угроза для Австралии
исходит извне», потому АСБР официально заключила договоры о
сотрудничестве с 347 спецслужбами в 131 стране. Это абсолютный мировой
рекорд, который никому уже не побить, поскольку Австралия – единственная
страна в мире, знающая о существовании спецслужб Южного Самоа, Тувалу,
Соломоновых островов, Фиджи, Восточного Тимора, Папуа – Новой Гвинеи, не
говоря уже о Федеративных Штатах Микронезии. Канберра уникальна в своем
желании заключить с ними договоры об обмене разведданными.
В то
же время в Индонезии имеется тенденция на диверсификацию военных и
разведывательных связей с постепенным отходом от западного стандарта и
от приоритета работы с ЦРУ и его сателлитами. Это производная от
официального политического курса на нейтралитет Индонезии, который
отдаленно напоминает «движение неприсоединения», а в нынешнюю эпоху
технологического доминирования предполагает чередовать закупки западного
и российского оружия. Причем китайское оружие на этом рынке пока что не
игрок, поскольку Индонезия располагает достаточным количеством
ресурсов, чтобы покупать российские истребители, а не их испорченные
китайские аналоги. В контексте борьбы с терроризмом для России индонезийская
разведывательная информация интересна, как и всякая другая, поскольку
избытка информации в этом деле не бывает. Ее качество, надежность и
полезность в каждом конкретном случае оценят эксперты, сопоставив в том
числе с другими источниками. В любом случае такой обмен для нас полезен.
А Индонезия, как это ни странно, первое государство региона, которое
пошло на подписание такого соглашения. Даже с Вьетнамом такого
рода официальных договоров нет, не говоря уже о Тувалу и Науру, с
которыми мы тоже работаем на индивидуальном уровне, что показало
признание этими государствами независимости Южной Осетии и Абхазии.
Разговоры
о соглашении с Индонезией начались еще в феврале, и не столько в рамках
подготовки к саммиту «Россия – АСЕАН» в Сочи и запланированной встречи
президентов Путина и Видодо, сколько в контексте обсуждения контракта на
поставку Джакарте истребителей Су-35. Это принципиально важное
уточнение, так как у Москвы есть печальный советский опыт сотрудничества
с Индонезией в военной и разведывательной сфере. Это, конечно, было
давно, и Индонезия тогда была совсем другой, но все-таки это
показательная история с точки зрения методологии разведывательной
деятельности против главного противника на территории третьих стран.
В
60-е Индонезия, руководимая президентом рно, формально склонявшимся
к псевдосоциалистическому экономическому курсу, развернула
территориальную экспансию против мира вокруг нее. В относительно
небольшой промежуток времени она «откусила» западную часть острова Новая
Гвинея (Ириан-Джая) и перешла к открытому столкновению с формирующимся
государством Малайзия, стремясь оторвать от бывшей британской колонии
большую часть ее островной территории. Официально эта кампания рно
называлась «Сокрушение Малайзии», а когда полупартизанская (теперь есть
новое слово – «гибридная») война с посильным участием Северного Вьетнама
и КНДР не принесла весомых результатов и Малайзия в ее нынешних
границах была принята в ООН, Индонезия из ООН вышла.
Вся эта, с
позволения сказать, внешняя политика основывалась на гигантской военной
поддержке Советского Союза, традиционно купившегося на «социалистические
идеи» рно. Джакарта тогда получила от СССР вооружения на несколько
миллиардов долларов, что и позволило ей нападать на весь мир вокруг
себя. Считается, что решающим фактором при аннексии Ириан-Джая стало
присутствие вокруг Папуа – Новой Гвинеи с ее многочисленными мелкими
островами десятков советских подводных лодок (и формально переданных
Индонезии, и с советскими экипажами на борту, а чаще всего – и то и
другое одновременно), благодаря чему и голландские, и британские корабли
не могли выйти в море. Таким же образом, но уже при президенте Сухарто,
у Португалии был отобран Восточный Тимор, независимость которого была
восстановлена относительно недавно.
Этой ситуацией и
воспользовалось ЦРУ. Американцы развернули на территории Индонезии
масштабную операцию «Хабринк», заключавшуюся в сборе информации обо всех
видах вооружений, которые СССР передавал Джакарте. Контрразведка
Индонезии в тот период находилась в зачаточном состоянии. Она состояла в
основном из бывших офицеров голландской оккупационной армии местного
происхождения, которые были увлечены кровавой борьбой с «противниками
режима» и мусульманскими активистами. Американцы попросту подкупали
местных, которые передавали им документацию на советское оружие, порой –
вместе с образцами.
«Американцы развернули на
территории Индонезии масштабную операцию «Хабринк», заключавшуюся в
сборе информации обо всех видах вооружений, которые СССР передавал
Джакарте» В середине 70-х годов детали операции «Хабринк»
вскрыл Джеффри Барнетт – бывший оперативник ЦРУ, который во времена
рно работал в посольстве США в Индонезии в консульстве в Сурабае,
причем в его функции входила вербовка советских граждан. Уволившись из
ЦРУ, Барнетт прижился в Индонезии, открыл креветочную плантацию, однако
прогорел и передал данные об операции «Хабринк» КГБ в обмен на покрытие
долгов в 100 тысяч долларов. В 1979 году его выдал США перебежчик КГБ
Пигузов, завербованный в той же Индонезии. Барнетта осудили на 18 лет
тюрьмы, но в 1990 году выпустили на поруки. А Пигузов, в свою очередь,
был раскрыт Олдричем Эймсом и расстрелян в 1986 году.
Такие истории в
профессиональном сообществе запоминаются навсегда. И сейчас Москве
хотелось бы обезопасить себя от подобного. В тех образцах оружия,
которые будут поступать в Индонезию, достаточно того, что может
заинтересовать ЦРУ. Увлекательны и многие детали, которые всегда
сопровождают масштабные контракты на поставку оружия: схемы
финансирования, посредники, места встреч, маркировки поставок – вплоть
до регистров транспортных судов. И российской стороне хотелось бы, чтобы
разведка Индонезии хотя бы информировала ее о возможных попытках
проникновения или вербовочных подходов ко всему и ко всем, кто так или
иначе вовлечен в российско-индонезийское военно-техническое
сотрудничество.
Кстати, соглашения о взаимодействии разведслужб
далеко не всегда сопутствуют договорам о военных поставках, так что
налицо дополнительный плюс к общей позиции Индонезии на нейтралитет. В
Южной Америке, например, отсутствие такого взаимодействия в какой-то
момент привело к ослаблению российских военно-технических связей с
нейтральными государствами. ЦРУ быстро пришло в себя после первого шока,
когда выяснилось, что чуть ли не 70% южноамериканского рынка оружия
вдруг перешло к главному противнику, и принялось за планомерный срыв
контрактов. Причем этой борьбе сопутствовали несколько странных смертей
среди российского дипломатического персонала и посредников. Торговля оружием не терпит пустоты, но любит тишину, к которой уроженцы
Латинской Америки (как и арабы) не привычны. А вот в Индонезии вполне
возможно сохранить требуемый режим конфиденциальности. Если, конечно,
постараются обе стороны. Очевидная проблема здесь – неурядицы в
индонезийских разведслужбах, назначения на ключевые должности в которых
проводятся в основном по принципу личной преданности и фаворитизма.
Кроме того, они используются в основном для решения внутренних проблем, а
не для обеспечения режима секретности и контрразведывательной
деятельности в прямом ее понимании.
Стоит добавить, что в
российско-индонезийском соглашении есть ряд дополнительных моментов,
которые теперь свойственны всем разведкам мира. В первую очередь речь
идет об экономических аспектах разведки и обеспечении корпоративной
защиты информации. С Индонезией заключены многомиллиардные гражданские
контракты, к примеру, в нефтегазовой сфере и железнодорожном транспорте,
а их сопровождение также требует обеспечения такого уровня секретности,
которого силами служб безопасности Газпрома и Роснефти не достичь.
Отдельная статья – обеспечение безопасности судоходства и рыбной ловли,
поскольку воды Индонезии (особенно Малаккский пролив) – такой же
проблемный с точки зрения пиратства регион, как и берега Йемена и
Сомали.
Таким образом, соглашение об обмене разведданными между
РФ и Индонезией – событие перспективное. Но важно и то, чтобы данный
проект не превратился в сугубо бюрократическую систему, как это часто
бывало. Увеличение численности штата посольств и консульств, как и
формальное создание консультационных центров и комиссий – не самоцель. А
вот налаживание рутинной, ежедневной работы, в которой между
сотрудниками российского разведывательного сообщества и индонезийцами
был бы достигнут нужный уровень взаимопонимания, весьма актуальная
задача. В работе с такими сложными для понимания странами (с их
своеобразной историей, национальным и религиозным составом, тяжелой
внутриполитической ситуацией) требуются специалисты и такт. Индонезийцам
проще: Россия в этом плане куда более понятна.
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|