Коридор «Север – Юг» составит конкуренцию маршруту через Суэцкий канал
Масштабный транспортный проект запускается Россией, Азербайджаном и
Ираном – маршрут протяженностью более семи тысяч километров соединит
Петербург и Мумбаи. Реализация давно задуманной идеи стала возможной
благодаря снятию санкций с Ирана. Маршрут должен составить конкуренцию
морскому пути через Суэцкий канал.
По
итогам переговоров с главами МИД Азербайджана и Ирана Россия
договорилась начать предметную проработку реализации проекта
транспортного коридора «Север – Юг». Он должен пройти по западному
побережью Каспия из России в Иран через Азербайджан, рассказал министр
иностранных дел России Сергей Лавров.
«Прямые
железнодорожные перевозки – это сокращение времени в пути, и
перспективы развития торговых отношений не только между РФ и Ираном, но и
между странами Восточной Европы и Ираном»
«Это
предполагает работу с участием министерств транспорта, которые должны
посмотреть на технические и финансовые параметры проекта. Это также
предполагает взаимодействие по линии таможенных и консульских служб, и
об этом мы сегодня договорились», - заявил Лавров.
«Мы считаем,
что реализация этих проектов ускорит транзит грузов. Мы обсуждаем
последние элементы», - заявил в свою очередь глава МИД Ирана Мохаммад
Джавад Зариф. «Полагаем, что данное сотрудничество служит интересам
народов Ирана, Азербайджана и России и, конечно, интересам самого
региона», - добавил глава МИД Ирана.
Транспортный коридор из
России в Иран через Азербайджан – это важная часть более масштабного
проекта «Север-Юг», которая затормозилась в связи с наложением западом
санкций на Иран. Со снятием санкций с Ирана реализация этого проекта
снова стала актуальной.
В целом транспортный коридор «Север-Юг» -
это маршрут от Санкт-Петербурга до Индии, порта Мумбаи (Бомбей),
протяженностью 7,2 тыс. км. Его цель - перевозить грузы из Индии, Ирана и
других стран Персидского залива на российскую территорию через
Каспийское море и далее в Северную и Западную Европу. Сейчас
грузопоток из Индии в сторону европейской части РФ обеспечивается
морскими перевозками: из Санкт-Петербурга грузы плывут, огибая всю
западную часть Европы через Суэцкий канал. В итоге расчетное время в
пути из порта Нава-Шева (Мумбай) в Москву составляет около 40 суток.
Новый же маршрут – из Санкт-Петербурга в Москву, потом в Астрахань
(Россия), Баку (Азербайджан) и Бендер-Аббас (портовый город на юге Ирана
на берегу Персидского залива) в Мумбаи – мультимодальный. Он
предполагает использование морского, железнодорожного и автомобильного
транспорта и позволит сократить срок перевозки в два раза, отмечали в
«РЖД Логистик». В перспективе – оптимизация срока до 14 суток. Новый
маршрут исключает необходимость везти грузы через Суэцкий канал, который
не только загружен, но стоит очень дорого. Завершить строительство маршрута планируют в 2017-м году. Соглашение об
этом международном транспортном коридоре было подписано Россией, Индией и
Ираном еще в 2000-м году, ратифицировано в 2002 году.
В феврале
этого года РЖД, Азербайджанские железные дороги (ADY) и ADY Express в
рамках проекта «Север-Юг» договорились привлечь грузопотоки на
азербайджанскую и российскую железную дороги за счет организации
перевозок по маршруту Индия-Иран-Азербайджан-Россия и в обратном
направлении.
«Помимо морского пути из петербуржских портов грузы в
Иран сейчас идут также через порты Туркмении и Казахстана – это
маршруты удобные для грузоотправителей и грузополучателей Урала и
Сибири. Также есть вариант транспортировки и автомобильным транспортом –
транзитом через Азербайджан», - отмечает председатель совета директоров
«Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. «Но прямые
железнодорожные перевозки – это сокращение времени в пути, перспективы
развития торговых отношений не только между РФ и Ираном, но и между
странами Восточной Европы и Ираном», - добавляет Андриевский.
«У
нас судоходство с Ираном идет либо по Каспию либо через океан на юг
Ирана. Через Питер или через Новороссийск, кому как удобней. Но, на
самом деле, Ирану выгодней получать грузы на севере - либо с Каспия либо
по железной дороге, потому что основное население в Иране живет именно
на севере страны, а на юге есть порт Бендер-Аббас, нефтяные
месторождения, но там никто не живет», - объясняет актуальность нового
маршрута гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.
«Ирану
выгодней получать грузы на севере - либо с Каспия либо по железной
дороге, потому что основное население в Иране живет именно на севере
страны» Для реализации пути по западному побережью Каспия
потребовалось построить новую линию железной дороги Казвин - Астара
(иранская) - Астара (азербайджанская). Она должна объединить
азербайджанскую Астару с иранскими городами Астара, Решт и Казвин.
Строительство
участка железной дороги Казвин-Решт в 2015-м году было завершено, а вот
строительство участка Решт–Астара находится только на проектной стадии.
«Железная дорога Казвин - Астара – типичный инфраструктурный
долгострой. Основной маршрут дороги пролегает по территории Ирана.
Дорогу планировали сдать в 2015 году, но потом в очередной раз перенесли
на 2016 год», - рассказывает Иван Андриевский. Впрочем, строительство
продолжается. В частности, 20 апреля состоится открытие железнодорожного
моста между Азербайджаном и Ираном, заявил в четверг глава МИД
Азербайджана Эльмар Мамедьяров. Он также подтвердил, что до конца 2016
года планируется завершить работы по соединению железных дорог
Азербайджана и Ирана.
«Это сложный инфраструктурный проект со
множеством тоннелей, мостов и просто сложных горных участков. Поэтому
проблемы с реализацией проекта вполне ожидаемы. Впрочем, подрядчики
говорят о высокой доли готовности маршрута, поэтому можно ожидать, что
дорога все же будет достроена, причем уже в ближайшее время», - говорит
Андриевский. По разным данным, ориентировочная пропускная способность железной дороги
должна составить на первом этапе 4-10 млн тонн грузов, а в дальнейшем
вырасти до 15-20 млн тонн грузов в год.
Что касается ценовой
политики, то тут вопрос не в тарифах, считает Безбородов. «Особых
политических проблем здесь также нет. Санкции с Ирана сняли. Для наших
южных и поволжских регионов это вполне адекватное направление для того,
чтобы торговать с Ираном транзитом через Азербайджан», - добавляет
Безбородов.
С экономической точки зрения реализовать проект можно
быстро и без серьезных затрат, потому что фактически инфраструктура уже
построена. «Железная дорога не достроена на самой территории Ирана, но
для нас это не имеет значения, там и машинами можно довести. По
Азербайджану все построено. Все вложения были сделаны в течение
последних 15 лет», - говорит Алексей Безбородов. Фактически осталось
только запустить новый маршрут, договорится о логистике, тарифах,
таможне и других процедурах, чем и хотят детально заняться сейчас три
страны.
Новый коридор важен для реализации планов Ирана и России по наращиванию торгового оборота.
Ирану интересно, прежде всего, закупать российское зерно. На него
сегодня приходится практически весь объем российского экспорта. Но в
планах расширение номенклатуры поставок. По железной дороге можно
перевозить продукты питания, в том числе овощи и фрукты, а также
промышленные грузы, нефть и нефтепродукты. К примеру, Россия может
наладить поставки своих автомобилей в Иран, где сейчас активно продаются
китайские машины по 130-150 тыс. в год. Учитывая большое количество
проектов, в частности, в атомной сфере, новый маршрут может оказаться
вполне загруженным грузами из России и обратно.
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|