Украинский
город Запорожье настолько проникнут духом сталинской эпохи, что, по
мнению британского Calvert Journal, полностью «декоммунизировать» его
невозможно. Иронический подход жителей Запорожья к советскому наследию
издание считает более «демократическим» и «антитоталитарным», чем
официальную украинскую политику уничтожения примет коммунизма.
Как
«декоммунизировать» целиком и полностью сталинистский город? Таким
вопросом задается британское издание Calvert Journal. По мнению автора
статьи Оуэна Хатерли, единственный способ – это снести его подчистую.
По
своей архитектуре украинское Запорожье – типичный советский город,
расположенный по обе стороны широкого проспекта, который раньше
назывался Проспект Ленина, а теперь – Соборный. На картах Google Maps
старое название, конечно, не сохранилось, но память о нем хранят
указатели улиц, встроенные прямо в здания и выбитые на позолоченных
архитектурных украшениях.
Проспект начинается от барочного
здания городского вокзала и заканчивается статуей Ленина, неотъемлемой
частью любого советского города. Своей рукой Ленин указывает на
Днепрогэс, одну из крупнейших гидроэлектростанций в мире.
В
эпоху Сталина образ электростанции был запечатлен в декоре вестибюлей
киевского и московского метро, на марках, значках. Это самый советский
из символов Запорожья, и жизнь города сосредоточена вокруг нее:
Запорожье – город рабочего класса. Неподалеку от центра города находится
советский сталелитейный завод.
Автор Calvert Journal Оуэн
Хатерли обращает внимание на нетривиальный подход горожан к
коммунистическому наследию. До того как ее снесли, гигантскую статую
Ленина одели в огромный желтый нагрудник, который напоминает и об
украинском гербе, и о логотипе националистической партии УКРОП. В руку
статуе вложили шарф с символикой украинской футбольной команды.
А
сразу после «майдана» статую нарядили в украинскую вышиванку. По мнения
автора статьи, этот жест был сделан в попытке успокоить общественное
мнение: желания тех, кто стал бы статую защищать, были учтены, ведь ее
не испортили и не снесли, а те, кто хотел бы ее убрать, увидели, что
статуя не осталась в прежнем виде – ее украсили украинскими символами.
В
руку памятнику Сергею Кирову, который стоит перед Дворцом культуры в
центре Запорожья, кто-то вложил палочку, и теперь он похож на дирижера
или волшебника. Такие мягкие насмешки, по мнению Хатерли, выглядят
подлинно демократическими и «антитоталитарными», в отличие от политики
сноса монументов и строительства новых.
«Коммунистическая
иконография» вплетена в саму ткань этого города, ее нельзя просто
соскоблить с поверхности, отмечает автор Calvert Journal. Историю
сталинских времен вспоминают с некоторой критической дистанции, но она
не уничтожена полностью, ведь в таком насквозь советском городе это и
невозможно.
Каким бы осмысленным ни было отношение города к
своей истории, его современный статус менее очевиден, особенно в
контексте царящей повсюду «истерии», считает автор статьи. В основном в
городе живут рабочие, и среди них не только ностальгирующие сталинисты
(хотя есть и такие), не только бандеровцы (результаты выборов
показывают, что их здесь совсем немного) или либеральные демократы (а их
тут, возможно, еще меньше).
Вопрос о том, чтобы этому
русскоязычному городу стать частью «Новороссии» никогда всерьез не
ставился. Пророссийские протесты в Запорожье не были масштабными, а
пример соседнего Донецка не оказался убедительным, резюмирует Хатерли.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+