Навального вновь обвинили в работе на американцев
«Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) Алексея Навального
снова в центре политического скандала: Washington Post выпустила статью о
результатах опроса общественного мнения, проведённого социологической
службой ФБК по заказу этой американской газеты. Данное обстоятельство
позволило представителям нескольких молодёжно-патриотических движений
назвать Навального «иностранным агентом», предположив, что
социологическое исследование и было оплачено американцами.
Сам
опрос ФБК, проводившийся среди 1200 жителей Татарстана и Дагестана,
исследовал отношение местных жителей к операции российских войск в
Сирии. А поскольку большинство респондентов не оправдали прогноза
американских экспертов о «решительно негативной реакции мусульман на
вмешательство Путина в Сирии», вашингтонские журналисты (вероятно, не
без участия коллег из ФБК) объяснили столь неудобный для себя результат
тем, что «респонденты могут лгать».
Впрочем, профессионалы в сфере
изучения общественного мнения подвергают сомнению саму корректность
применяемых ФБК социологических инструментов. Об этом в разговоре с
«Комсомолкой» сообщил директор социологической службы Всероссийского
центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров :
«Всё,
что я знаю о так называемой социологической службе ФБК, — это то, что
перед нами организация волонтёрская, то есть по большей части там
работают не профессиональные социологи, а люди, в основном, молодые, с
мотивом поддержать благородные побуждения Навального: «за всё хорошее
против всего плохо» (то есть против Путина).
Чем подобный поход
опасен? Интервьюеры не столько задают вопрос, чтобы получить информацию,
сколько программируют ответы респондентов. Представьте: подбегает к вам
красивая девушка и в числе трёх вариантов вашего мнения о военной
операции в Сирии предлагает такой: «России следует присоединиться к
международной военной коалиции в Сирии на стороне США и Франции».
Подобные вопросы нередко безграмотны, — полагает Валерий Фёдоров.
[Россия и так официально является частью в международной коалиции,
которая, в свою очередь, не ограничивается одними США и Францией — Прим.
ред.]
- Как правило, непрофессиональные интервьюеры довольно
вольно трактуют правила общения с респондентами, — продолжает эксперт. —
В результате волей-неволей происходит сдвиг результатов в ту или иную —
как правило, выгодную опрашивающим, — сторону. Значит ли это, что
результаты исследований ФБК некорректны? Полагаю, нет. Даже стоящие часы
дважды в сутки показывают правильное время. Например, на выборах мэра
Москвы в 2013 г. их мониторинги показывали довольно точные данные. Но, к
сожалению, это случайность, а не закономерность. Поэтому относиться к
результатам исследований ФБК как к надёжым я бы не рекомендовал. Оценки
профессиональных социологических служб (ФОМ, ВЦИОМ, «Левада-центр» и
др.) более достоверны именно потому, что там работой с респондентами
занимаются профессионалы, получающие за свою работу деньги не зависимо
от результата, а стало быть, заинтересованные в объективности такового»,
— заключает Валерий Фёдоров.
источник
Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|