Европа поняла, что для спасения Минска-2 придется надавить на Киев
На протяжении последнего года Киеву всеми правдами и неправдами
удавалось затягивать реализацию минских соглашений, полагая, что время
работает на него. И это сходило украинцам с рук. Теперь ЕС решил
сфокусировать внимание именно на той части Минска-2, реализация которой
зависит исключительно от Украины. Но совсем не факт, что это может
помочь, тем более что партия войны набирает силу.
Новое заседание Трехсторонней комиссии в Минске могло
бы уже начаться, если бы наши западные партнеры не встрепенулись
раненым голубем и не решили бы заявить о себе. В Киев прибыли
специальные посланники канцлера Германии Ангелы Меркель и президента
Франции Франсуа Олланда Кристофер Хойстен и Жак Одибер. Они
последовательно встретились с Арсением Яценюком и Петром Порошенко,
после чего вылетели в Москву. В самом заседании в Минске их участие пока
что не запланировано, но чем европейский черт не шутит.
«Количество
обстрелов Донецка и окраин резко выросло, интенсивные боестолкновения
шли в районе Горловки, даже на луганском участке отмечались перестрелки» В
задачи Хойстена и Одибера входило донести до Киева смысл резкого
изменения риторики Евросоюза по отношению к Украине и событиям в
Донбассе. Впервые с начала войны Брюссель сконцентрировал свое внимание
не на «имплементации минских соглашений», а на выполнении самой Украиной
тех пунктов, которые предусматривают внутренние изменения в
государстве. В первую очередь речь идет о конституционной реформе и
законодательном подтверждении особого статуса Донбасса. После заседания
Совета ЕС на уровне глав МИД об этом заявила глава европейской
дипломатии Федерика Могерини. И хотя Совет ЕС признает «поразительную
выдающуюся работу, которую провели украинские власти за последние месяцы
для того, чтобы конкретными мерами продвинуть вперед планы реформ», его
главное требование в том, что реформы должны быть продолжены.
Эта
метаморфоза случилась с ЕС тогда, когда стало понятно: новый раунд
переговоров в Минске ничего принципиально нового не принесет. В повестке
дня, по сути дела, единственный вопрос, который хотя бы теоретически
может быть решен на практике: это обмен пленными, но далеко не в том
виде, в котором он был заявлен еще год назад («всех на всех»). Сейчас
обмен ведется мелкими партиями, причем каждый раз численность и
обстоятельства приходится согласовывать за месяц, а то и больше. В
декабре была достигнута договоренность об обмене 50 человек, но и эта
цифра не окончательная. Вроде бы украинская сторона в кои-то веки
собирается отпустить больше людей, чем ДНР и ЛНР: говорят о 35
военнопленных ополченцах, которых готовы передать в обмен на 25–26
бойцов ВСУ. Это все, конечно, замечательно, но не имеет никакого
отношения к изначальным договоренностям и формату «всех на всех».
То
же самое относится и к выполнению Киевом ключевых обязательств по
предоставлению Донбассу особого статуса и проведению там выборов. В
Верховную раду внесен законопроект, который предусматривает подготовку
проекта новой конституции Украины. Никто не знает и даже не
предполагает, что будет представлять собой этот новый проект, но само
его рассмотрение и – впоследствии – выработка новой конституции отложат
любые попытки законодательно определить статус Донбасса на
неопределенный срок. Если ранее Киев пытался затянуть переговорный
процесс незатейливыми уловками или откровенным враньем и увиливанием
(наподобие проведения через Раду мультяшного закона о децентрализации,
который выдавали за «особый статус»), то теперь речь идет уже о полном
саботаже минских договоренностей.
Но внешне все выглядит вполне
благопристойно для европейского глаза. Вроде бы Киев идет на реформу,
реформа – слово для западного наблюдателя сакральное, особенно если он
не знаком с деталями, обстоятельствами и особенностями национального
менталитета. Ради реформы можно и подождать, главное, чтобы не стреляли.
Естественно, теперь европейские представители уделяют особое
внимание именно соблюдению режима прекращения огня на линии
соприкосновения. Но как раз с этим в последние несколько дней проблемы.
Количество обстрелов Донецка и окраин резко выросло, интенсивные
боестолкновения шли в районе Горловки, даже на луганском участке
отмечались перестрелки.
Но неожиданное ускорение переговорных движений со стороны ЕС упирается
не в это, а в календарь. До окончания нынешней сессии Верховная рада
обязана принять или отклонить пресловутый закон о децентрализации,
который Киев до последнего продолжал выдавать за выполнение ключевого
пункта минских соглашений – предоставление Донбассу особого статуса.
Никакого статуса, тем более особого, там нет, а сам законопроект даже не
обсуждался с представителями республик, хотя и это было определено в
соглашениях годичной давности. Так что, если до 2 февраля Рада этот
законопроект не примет, Минск-2 окончательно уйдет в историю, не
состоявшись (то есть он и так уйдет, но менее громко).
Несколько дней
назад в Раде начались шумные дебаты о том, есть ли у правящей
группировки требуемые 300 голосов. Спикер Гройсман утверждал, что
«теоретически» есть. Это «теоретически» возбудило оппозицию, которая
утверждает обратное. Но сейчас уже нет смысла вести эти подсчеты, ведь
поступил законопроект о новой конституции, в инициировании которого
отметились представители чуть ли не всех парламентских фракций во главе с
«Блоком Петра Порошенко». Европейский союз вполне готов поддержать
конституционную реформу, но тщетность всего этого бросается в глаза.
Конституция
Украины не будет признавать особые права за Донбассом и другими
русскоязычными регионами при этом правительстве и этом президенте.
Никогда выборы в местные органы власти в Донбассе не будут проходить при
участии крайне правых и националистических украинских партий. И никогда
Киев не признает законность и цельность этих выборов, что бы ни
говорила Могерини и к чему бы ни призывала Нуланд, а она призывает,
кстати, к немедленному прекращению огня. То есть через год после того,
как это прекращение было достигнуто и письменно подтверждено, после
того, как по всей республике начали метаться испуганные немецкие
граждане в бронежилетах и шлемах с надписью ОБСЕ, после создания
«демилитаризованных зон» высокопоставленный чиновник Вашингтона вынужден
вновь призывать к прекращению огня, ибо интенсивность боестолкновений
только растет. Приплыли. Кстати, украинские представители в рамках минских переговоров вновь
стали призывать «расширить юридическую базу». Им ее, видите ли, не
хватает, поскольку невозможно впихнуть в четкий и ясный документ не
предусмотренные изначально пункты. А ведь Киев постоянно пытается
поднять вопрос о введении неких миротворческих или наблюдательных
воинских подразделений то ли ООН, то ли ЕС, то ли ОБСЕ, о которых в
минских соглашениях ничего не написано. Про изменение конституции
Украины в сторону создания особых регионов написано, а про иностранный
воинский контингент не написано. Борис Грызлов был буквально вынужден
еще раз заявить, что Россия выступает за выполнение только тех пунктов и
идей соглашения, которые в нем зафиксированы. В конце концов, документ
признан ООН и изменению уже не подлежит. Он только реализации требует.
Если угодно, имплементации.
Сколько осталось времени и сколько шансов
на успех – никто не знает. Теми методами дипломатии – хоть публичной,
хоть тайной – какими сейчас экстренно пытаются реанимировать минский
переговорный процесс, мертвеца не оживить. Меж тем возобновление
масштабных боевых действий вполне вероятно сразу же после того, как
будет исчерпан весь набор аргументов и временных рамок, сохранившихся от
Минска-2. И сказать, что войны никто не хочет, значит, сильно
слукавить.
На Украине давно сформировалась устойчивая группа во
главе с генералитетом, жаждущая продолжения военных действий. Ее
поддерживают те круги, которые причастны к закулисным переговорам о
поставках на Украину западного оружия. А общественное настроение все это
поддержит вне зависимости от положения дел в экономике. И всегда
остается шанс, что может быть еще хуже. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|