Рахмон может стать пожизненным правителем Таджикистана
В парламент Таджикистана внесены поправки к конституции, которые
разрешат Эмомали Рахмону пожизненно править республикой, сообщили
источники в парламенте. Политологи признают, что отход от классической
формы демократии в Таджикистане налицо, однако для этого «прифронтового
государства» мягкий авторитаризм пока может быть вполне оправданным.
Поправки
к конституции, предложенные группой депутатов парламента Таджикистана,
предполагают закрепление за действующим президентом Эмомали Рахмоном
пожизненного срока нахождения на посту главы государства, сообщил в
среду источник в парламенте.
«Объявление действующего президента Лидером нации есть отражение народной любви к своему славному сыну» Как
писала газета ВЗГЛЯД, на состоявшемся в понедельник заседании совета
нижней палаты парламента депутатам было предложено изучить в комитетах и
комиссиях проект поправок к конституции и определить дату референдума по их принятию.
Одна из поправок, текст которой в среду опубликовало Радио Озоди,
отменяет лично для Рахмона любые ограничения на количество
президентских сроков. Она гласит: «Ограничения, предусмотренные в части
четвертой данной статьи, не распространяются на Основателя мира и
национального единства – Лидера нации. Правовой статус и полномочия
Основателя мира и национального единства – Лидера нации определяют
конституционный закон».
Эхо гражданской войны 90-х
Как сообщал ТАСС,
звание «лидера нации» президент Таджикистана получил совсем недавно – в
конце декабря, когда сам же и подписал законопроект «Об основателе мира
и национального единства – Лидере нации». Еще при обсуждении проекта в
парламенте сенатор Махмадсаид Убайдуллоев заявил, что «в Таджикистане
никто не любит Родину и народ больше, чем Рахмон». Как считает ректор
Таджикского национального университета Мухаммадюсуф Имомзода,
«объявление действующего президента Лидером нации есть отражение
народной любви к своему славному сыну», и этот акт не имеет никакого
отношения к авторитаризму и культу личности.
«Скорее всего,
действующий президент сейчас получит пожизненный статус. Несколько
полуофициальных предложений по этому поводу уже прозвучало со стороны
депутатов и околоправительственных экспертов. У нас это означает, что
это так и будет», – подтвердил газете ВЗГЛЯД независимый таджикский
политолог Парвиз Муллоджанов.
Рустам Эмомали Рахмон (фото: Nozim Kalandarov/Reuters)
|
Впрочем, не исключено, что Рахмон и не воспользуется правом
на пожизненное правление. Благодаря другой поправке его старший сын
Рустам Эмомали тоже сможет баллотироваться уже на следующих выборах 2020
года. В тексте той же самой статьи 65 предлагается понизить возрастной
ценз кандидатов на пост главы государства с 35 до 30 лет. Это даст право
Рустаму, которому тогда исполнится лишь 33 года, выдвинуть свою
кандидатуру.
«Большинство обозревателей связывают эту поправку с
появлением целого ряда молодых кандидатов на пост президента, и прежде
всего, это старший сын нынешнего президента Рустам Эмомали, – сообщил
Парвиз Муллоджанов. – Это не значит, что нынешний президент не будет
участвовать в следующих выборах. Он еще достаточно молод. Но снижение
ценза позволит сыну баллотироваться в случае, если его отец по каким-то
причинам оставит свой пост. Так что это обеспечивает преемственность
власти на всякий случай».
Еще одна поправка к конституции, о
которой уже объявлено открыто, запрещает регистрацию партий религиозного
характера. Хотя такой запрет содержится в законах многих стран, для
Таджикистана она также имеет принципиальный характер. Легальный статус
таких партий был одним из условий мирного соглашения с исламистами, с
которыми Рахмон вел гражданскую войну в начале 90-х. Теперь же
надобность в такой сделке, похоже, отпала.
Риск недостроить государство
«Вопрос
о транзите высшей власти – самый трудный для всех авторитарных режимов,
а для постсоветских автократий он сложен вдвойне», – заявил газете
ВЗГЛЯД эксперт Фонда имени Собчака Сергей Станкевич. «Дополнительные риски при передаче властных рычагов преемнику создают
такие проблемы, как недостроенные государства, недооформленные нации,
неукорененные элиты, а также неустоявшиеся идеологии, с помощью которых
оправдывается личное и клановое господство – «на глазах у всех из
ничего рожденное», но претендующее на вечный статус», – отметил эксперт.
Напомним, Станкевич в 1992–1993 годах в качестве советника
российского президента Бориса Ельцина не раз бывал в Таджикистане,
контактировал с ведущими политическими силами и их лидерами, участвовал в
формировании позиции России относительно исхода борьбы за власть в
Таджикистане.
«Поистине роковой характер носит самый первый
переход власти – от отца-основателя к наследнику, всегда «спорный» с
правовой точки зрения и политически уязвимый. Первым этот роковой вопрос
законодательно решил самый опытный руководитель классической советской
школы – президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В 2010 году он получил
конституционный статус Лидера нации с максимальной неприкосновенностью и
широким кругом пожизненных полномочий», – напомнил Сергей Станкевич.
«Действующий
президент Таджикистана Эмомали Рахмон во многом идет по стопам своего
мудрого соседа. В декабре Эмомали Рахмону особым законом также
предоставлен статус Лидера нации с широкой неприкосновенностью,
государственным обеспечением и всеобъемлющими полномочиями. В
наступившем году вновь созданный орган высшей власти будет закреплен на
общенациональном референдуме, подготовка к которому уже началась», –
полагает политолог.
Напомним, 63-летний Рахмон возглавляет
Таджикистан с ноября 1992 года. Конституция была принята в Таджикистане
на референдуме в ноябре 1994 года. Позднее – также путем референдума – в
нее были дважды внесены поправки. Так, в 1999 году в соответствии с
внесенными поправками был установлен двухпалатный парламент, который
пришел на смену однопалатному. Поправки 2003 года увеличили срок
полномочий президента с пяти до семи лет, что позволило Рахмону править
как минимум до 2020 года.
Как предполагает Станкевич, весьма
вероятно, что вскоре статус Лидера нации будет законодательно закреплен и
за президентом Узбекистана Исламом Каримовым.
«Понятно, что во всех этих случаях вряд ли можно говорить о
государственном строительстве по классической демократической модели
западного образца. Противоречия и отступления очевидны, – признал Сергей
Станкевич. – Тем не менее выбор сравнительно мягкого, патерналистского
авторитаризма на данном историческом этапе представляется для новых
государств Центральной Азии вполне оправданным. При любой другой модели –
как более открытой, почти либеральной, так и более жесткой,
репрессивно-деспотической – риск сорваться в анархию и гражданскую войну
непомерно велик».
«Присутствие совсем неподалеку от Центральной Азии
джихадистских террористических движений вроде Талибана и ИГИЛ делает
вопрос прочности государственных институтов и предсказуемого транзита
власти фактически вопросом выживания Таджикистана как «прифронтового
государства», – подчеркивает Станкевич.
«Да, кому-то в
Таджикистане и за его пределами наверняка не понравится эта вынужденная
архаика. Но Россия, безопасность которой напрямую зависит от способности
Таджикистана сдерживать джихадистскую угрозу, точно не будет в первых
рядах критиков. Наоборот, с учетом вполне вероятного в перспективе
возврата Талибана к власти в Кабуле, нам стоит подумать о дальнейшем
развитии военно-политического сотрудничества с Таджикистаном и его
национальным лидером», – подытоживает бывший советник президента России.
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|