Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу неоднократно комментировал ситуацию со сбитым ВВС страны российским бомбардировщиком Су-24 в небе над Сирией. 25 ноября 2015 года он рассказал, что незадолго до этого прошло совещание по национальной безопасности, в ходе которого было принято решение о необходимости определённых действий в случае нарушения воздушного пространства страны. Давутоглу тогда подчеркнул, что в то же время было решено, что все приказы вооружённым силам Турции будет отдавать лично он.
Позднее премьер-министр поделился с турецкими СМИ сведениями о процедуре, которую необходимо выполнить в случае нарушения воздушного пространства страны дольше чем на три минуты. Пилотам предписывается связаться с командующим ВВС Турции, а тот должен передать информацию начальнику Генштаба. Последний, в свою очередь, обязан уведомить премьер-министра, после чего отдаётся приказ о дальнейших действиях. Тогда же Давутоглу настаивал, что российский Су-24 якобы находился в воздушном пространстве Турции в течение 17 секунд.
«Как вы понимаете, это (осуществить всю последовательность описанных выше действий за три минуты. — RT) невозможно. Я не давал конкретного приказа сбить российских самолёт, не может быть такого приказа. Разве они могли за 17 секунд со мной связаться, чтобы я отдал приказ? Нет», — рассказывал турецкий премьер, отмечая, что делегировал полномочия по принятию решений начальнику Генштаба.
Последний, в свою очередь, передал эти полномочия дальше — командующему ВВС Турции, настаивал Давутоглу.
Однако впоследствии показания турецкого премьера поменялись ещё раз. 31 декабря 2015 года он заявил, что не отдавал приказ об атаке на российский бомбардировщик, а вся информация об обратном — это искажения, которые преднамеренно допустила оппозиция. Он ещё раз повторил, что невозможно отдать приказ в течение 17 секунд.
RT попросил прокомментировать ситуацию с высказываниями турецкого премьера профессора политической и социальной истории Мичиганского университета и заслуженного профессора политологии Чикагского университета Рональда Суни.
«Я читал его последнее заявление, оно было несколько путанным. Но мне кажется, турецкое правительство и, в частности, Давутоглу, как раз и пытаются смягчить свою риторику. Вообще в последнее время риторика, исходящая от Турции, и заявления самого президента были разнонаправленными, поэтому и понять поведение, стоящее за всем этим, непросто», — признался эксперт.
«Очевидно, что Турция допустила
ужасную ошибку — она может попытаться её исправить различными способами —
но сбить самолёт, который задел её воздушное пространство на 17 секунд —
ничем не оправданный шаг. И теперь Турция серьёзно за это
расплачивается. И я также думаю, что, движимая здравым смыслом, Турция
ищет выход из этой ситуации, но при этом у неё есть своя гордость и
понятие о чести, которыми она не хочет поступиться, и поэтому не желает
доходить до официальных извинений. Но Турции необходимо сделать некий
значительный шаг, и чем скорее, тем лучше», — полагает он.
Оригинал новости RT на русском:
https://russian.rt.com/article/140117