Украине удалось завести Минск-2 в тупик
В рамках последнего в этом году заседания минской контактной
группы стороны дежурно договорились соблюдать режим тишины в новогодние
праздники. Днем ранее пресс-секретарь президента РФ заявил, что
прогресса по Минску-2 нет исключительно по вине Киева. Анализируя все
то, что было сделано почти за год, с этим трудно спорить, а значит,
стоит ожидать худшего.
Несмотря
на серьезность обсуждаемых тем, прошедшее во вторник последнее в этом
году заседание минских подкомиссий очень напоминало отчетно-выборные
собрания советских времен. Причем не только в силу возраста членов
делегаций. Такой характер вольно или невольно приобретают все
мероприятия, освященные едиными европейскими институтами. Большую часть
заседания занял годовой отчет Совместного центра по контролю и
координации сторон об обеспечении режима прекращения огня. Подгруппа по
экономическим вопросам завершила свою работу первой – часа за полтора.
Гуманитарная группа должна была ограничиться отчетом о ходе обмена
пленными, но, поскольку обмена пленными, тем более по записанной схеме
«всех на всех», пока не видно, вопрос свелся к недостатку
квалифицированных врачей, которым необходимо обеспечивать уход за теми
пленными, которые в нем нуждаются.
«Единственным реальным положительным эффектом от Минска-2 стало прекращение регулярных обстрелов жилых кварталов» Уже
мало кто помнит, что, когда мучительные переговоры в Минске наконец-то
закончились, предполагалось, что именно это заседание станет
историческим – последним. Так прямо и было записано: Минские соглашения
должны быть реализованы до конца 2015 года. Но это было давно, в
«романтический» период, когда наблюдательная группа ОБСЕ не казалась
такой уж клоунадой, когда отводилось тяжелое вооружение, когда
создавались «зоны безопасности» (точнее, одна зона). Однако началу
закулисных разговоров о том, что «минский процесс» может быть перенесен
на 2016 год, никто не удивился. Немножко поудивлялись слухам, что
«перенести на 2016 год» – это сразу на осень. А до осени надо дожить,
мало ли что произойдет за это время, особенно с учетом ускоренного хода
политической жизни в Киеве.
За весь год ни одно публичное выступление
действующих лиц конфликта не обходилось без упоминания Минска-2.
Создавалось впечатление, что все их действия все-таки освящены минскими
соглашениями или находятся в их рамках. Другое дело, с какой позиции
подходили действующие лица к трактовке соглашения или практическому
приложению тех или иных его статей.
Стратегия
Киева просматривалась изначально. Для Порошенко и его окружения реально
существовал и существует только один пункт соглашения – 9-й, тот, в
котором про восстановление контроля над границей. Причем сопровождающие
его детали (в первую очередь – соблюдение пункта 11, о конституционной
реформе) воспринимаются исключительно как безрадостная преграда, которую
надо либо проигнорировать, либо хитро, по-казацки, обойти. Склонились
после некоторого колебания ко второму варианту. К этому же подталкивали и
американские кураторы, которые тоже полагали, что «развести москалей» –
это очень просто (либо же в быстроте и легкости данного процесса их
убедили в Киеве).
В итоге правительство и парламент крупного
европейского государства весь год занимались изобретением хитроумных
процессуальных ходов и двусмысленных формулировок, взаимоисключающих
указов и перекрывающих их законов, чтобы всех обмануть и затянуть время.
Выборы в местные органы власти как бы проведены, а как бы и нет. С одной
стороны, они и не могут быть проведены в ДЛНР по украинским законам (с
агитаторами и кандидатами «Правого сектора*», например), что вроде бы
перекладывает ответственность за срыв соглашений на Донецк и Луганск. Но
те переместили выборы на 2016 год, что запутало ситуацию, ведь
формально Минских соглашений больше не существует, с бумажной точки
зрения они на следующий год не переносятся, их пролонгация на 2016-й
исключительно устная, а любые устные соглашения с нынешними киевскими
властями (как, впрочем, и письменные) ничего не стоят. Причем продление
срока действия соглашения – это инициатива «нормандской четверки», а не
Донецка с Луганском.
Конституционная реформа, с точки зрения Киева,
тоже вроде как реализована, поскольку Рада приняла трогательный закон о
децентрализации власти, в котором не оказалось ни слова об особом
статусе Донбасса. То есть закон есть и предъявлен для утверждения в
Брюссель и Вашингтон, но к духу и букве Минска-2 эта бумага никакого
отношения не имеет. Это имитация конституционной реформы,
ориентированная на внешнего зрителя, а внутри Украины ее первые лица
открыто, громко и гордо утверждали, что никакой автономии для Донбасса
не будет никогда. Риторика о «единой и неделимой Украине» на внутреннем
рынке – обычное дело. Тот публичный деятель, кто ее игнорирует,
проиграет. Но в США и Европе готовы поверить в искренность посылов
Киева, даже не читая текста закона. Или сделать вид, что поверили.
Таким
образом, Киев полагает, что уже выполнил требуемые от него условия, и
теперь ждет передачи границы под свой контроль. Об этом же мы регулярно
слышим из Вашингтона, где намекают, что выполнение Россией этого пункта
будет означать первый шаг на пути к снятию санкций. Другого первого шага
не существует. Существует ли решающий – вопрос философский.
А
ведь есть еще нетривиальные военные пункты соглашений. Например, вывод
всех иностранных войск и иностранных наемников с территории Украины.
Киев автоматически начал искать (да так и не нашел) российские войска, а
со своей стороны Рада приняла закон, легализующий присутствие
иностранных наемников. График отвода тяжелых вооружений быстро
превратился в фарс. В результате несколько раз за год вспыхивали
серьезные боестолкновения, которые только чудом не переросли в
полноценную войну. При этом украинская сторона в несколько раз увеличила численность и боеспособность своей
армейской группировки вокруг ДЛНР и оборудовала собственную
оборонительную линию, тогда как новая группировка заточена исключительно
под крупномасштабную наступательную операцию. В итоге это приводит к
перманентной нестабильности по всей линии фронта.
По сути дела, единственным реальным положительным эффектом от Минска-2
стало прекращение регулярных обстрелов жилых кварталов и массовой гибели
от них мирного населения. В такой обстановке официальные лица ДЛНР,
прекрасно понимая, что происходит, до последнего держатся за риторику
Минска-2. Некоторые уступки с их стороны были беспрецедентными, как,
например, пресловутый перенос даты местных выборов на весну 2016 года
без какой-либо реальной гарантии, что Киев отнесется к результатам этих
выборов всерьез. Он и поражение правящей партии в Мариуполе и
Красногоровке нормально воспринять не смог.
Сейчас судьба Минска-2
целиком зависит от решения «нормандской четверки». От «четверки» зависит
и само существование нынешнего «переговорного процесса» с его
подгруппами, комиссиями и контактами. Нынешний «отчетный» стиль встречи и
даже несколько предновогодний ее характер в
таком контексте понятен и естественен. Так что будем ждать новых встреч
«нормандской четверки», возможно, она и впрямь способна что-либо
прояснить или сдвинуть с мертвой точки. А без этого словосочетание
«Минск-2» еще некоторое время будет употребляться всуе, хотя реального
смысла в себе уже не несет.
Если, конечно, войны не будет. Скажем, весной. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|