Атака на Дебальцево: разведка боем или попытка срыва Минских соглашений?
Украинские силовики утром 10 ноября предприняли попытку прорыва обороны сил Донецкой народной республики в районе Дебальцево. Об этом сообщило «Донецкое агентство новостей», ссылаясь на заявление мэра города Алексея Грановского.
«Украинские оккупанты сегодня утром предприняли попытку прорыва линии обороны Донецкой Народной Республики в районе Дебальцево. С утра было нарушение со стороны ВСУ (Вооружённых сил Украины), около часа пытались пройти на прорыв. Мне только что передали информацию военные, точные подробности сейчас выясняем. По моей информации, украинские силовики в ходе боя применили тяжелое и стрелковое вооружение. Данных по жертвам среди мирного населения и разрушений жилого фонда пока не поступало», — сказал Грановский.
К вечеру новой информации о попытках наступления украинских силовиков не было.
Дебальцево — место знаковое для всех, кто следит за событиями в Новороссии. Именно здесь находится сплетение многих транспортных коммуникаций — крайне важных для донбасских республик. Возможно, бой 10 ноября был прощупыванием почвы для начала широкомасштабного наступления ВСУ.
Это тем более вероятно на фоне непрерывных сообщений, поступающих с линии фронта в Донбассе. Там в последние дни резко возросло количество перестрелок, в том числе с применением миномётов и артиллерии. Вот только некоторые из сообщений, опубликованных 10 ноября группой «Сводки от ополчения Новороссии вКонтакте».
— ВСУ обстреливали северную окраину столицы ДНР 9 часов из минометов. Украинские силовики открыли огонь по территории аэровокзала Донецка около 21:00 9 ноября. Через некоторое время под огнем оказался и район «Вольво-Центра». Противник применял при этом минометы калибра 82 и 120 мм.
— ВСУ перебросили в зону конфликта в Донбассе две эскадрильи боевых вертолетов. Разведка ДНР зафиксировала прибытие украинских боевых вертолетов, артиллерии и танков в оккупированные населенные пункты на горловском направлении.
— С 16:30 идёт обстрел из тяжелой артиллерии посёлков Спартак, аэропорта, Октябрьского со стороны Песок, Водяного. Ясиноватское направление слышит залпы. Бои в районе Верхнеторецкого (между Горловкой и Донецком), и между Горловкой и Дебальцево. ЛНР. Сторона Попасной. Стрельба из БТР.
— Со стороны Новгородска в сторону Горловки ВСУ 2-й день стягивают войска. За вчерашний день им удалось перебросить 16 БМП, 8 грузовиков с боекомплектами, 3 джипа, два ГАЗ-66. В Новгородск зашло в последней ротации 1500 человек. Ходит слух, что ВСУ ждут первых морозов, чтобы танки быстро полями шли…
— Ополченцы зафиксировали тяжелую артиллерию у линии соприкосновения. С помощью шести самоходных установок, размещённых в районе Марьинки, украинская армия начала в последние дни вести разрушительный огонь по Донецку. Обнаружить замаскированные орудия украинской армии вблизи линии разграничения ополченцам ДНР помог самодельный беспилотник, подаренный волонтерами. Ошибки быть не может: аппарат хоть и самодельный, но картинку снимает в высоком разрешении. На экране — сразу шесть единиц тяжёлой артиллерии. И это на фоне заявлений Киева о постепенном отводе техники. Более того, данные разведки ДНР говорят и о танках, которые Киев стягивает в Донбасс для наземной операции.
— По моей информации из донецких источников, атака украинских силовиков на Дебальцево серьёзных последствий не имела, — говорит
руководитель Центра координации и поддержки движения «Юго-Восток» Алексей Анпилогов. — Тем не менее, бои вспыхивают всё чаще. Причём на большом участке фронта — от южных пригородов Донецка до Алчевска. В основном, это перестрелки с применением стрелкового оружия, однако используются также миномёты и артиллерия.
Под Дебальцевом, как я понимаю, просто была разведка боем. Подобные атаки происходят периодически в связи с изменившейся ситуацией на фронте.
—
Что имеется в виду? — И со стороны ополченцев, и со стороны украинских силовиков произошла достаточно серьёзная ротация личного состава. На украинские позиции пришли новые части, прошедшие обучение, в том числе при помощи иностранных наёмников. Они сейчас проводят боевое слаживание.
Что касается ополченцев, то там всё меньше добровольцев, воюющих за идею. Часть из них в условиях перемирия разъехалась по домам. Особенно семейные, которым необходимо кормить детей. На смену добровольцам приходят люди, которые рассматривают службу в отрядах народной милиции, как место получения денежного довольствия. В этом смысле Вооружённые силы Новороссии напоминают теперь профессиональную армию.
— Как это сказалось на боеспособности частей ополченцев? — Тут есть разнонаправленные тенденции. С одной стороны, мы теперь уже вряд ли будем наблюдать героические сюжеты, имевшие место в 2014 году. Тогда 2−3 десятка ополченцев могли удерживать сутками наступление батальона украинских силовиков. То есть в моральном плане ополченцы уже не настолько превосходят украинских солдат.
С другой стороны, выучка, слаженность действий между подразделениями ополченцев стали гораздо выше. Это позволяет надеяться, что в случае возобновления боевых действий, Вооружённые силы Новороссии (ВСН) будут успешней, чем прежде, действовать на батальонном и бригадном уровне. Хорошую выучку прошли артиллеристы, танкисты. Определённую работу проделали штабисты.
— То есть принципиальных изменений в соотношении сил за последние полгода не произошло? — Принципиальных изменений нет. Конечно, Украина сейчас значительно нарастила численность своих войск. Она составляет примерно 200 тысяч человек. При этом американские инструкторы пока обучили в основном бойцов националистических батальонов. Но к концу 2016 года общий уровень боеспособности украинской армии, судя по всему, значительно повысится. Это надо учитывать. Чем дальше, тем сложнее ополченцам будет победить украинскую армию. Уже события начала этого года под Дебальцевом показали, что ВСУ стали воевать лучше и упорнее, чем летом 2014.
— С начала ноября почти каждый день идут обстрелы позиций ополченцев и городов Донбасса, — говорит
представитель ДНР в Ростовской области, политолог Эдуард Попов. — Причём со стороны ВСУ применяется артиллерия, которая должна быть отведена от позиций согласно Минским соглашениям.
Количество обстрелов и боестолкновений рискует перерасти в «качество». При этом в нескольких ключевых точках — Авдеевке, Константиновке, Горловке, Дебальцеве — разведка ополчения отмечает скопление живой силы и техники противника.
В том числе отмечено большое число иностранных наёмников. А наёмники стоят дорого. Киев сейчас ограничен в средствах, и так просто стягивать их к фронту не стал бы. Это говорит о том, что готовится, как минимум, масштабная провокация. А возможно, и выход Украины из Минских соглашений. Кстати, ещё в августе этого года Киев готовился к этому шагу. Признаки были примерно те же, что и сейчас — усиление обстрелов, скопление живой силы и техники вблизи линии фронта.
— И что тогда остановило украинскую сторону от прекращения перемирия? — Ополченцами тогда была произведена демонстрация силы. Украинские позиции, на которых скопились готовые к наступлению украинские войска, были подвергнуты мощному обстрелу. В результате, в Киеве посчитали, что в случае наступления потери ВСУ и иностранных наёмников будут слишком велики.
Украина, чьи ресурсы истощаются, требует полного выполнения Минских соглашений уже в этом году. Под этим подразумевается, конечно, передача границы ЛНР и ДНР с Россией под контроль Киева. А своих обязательств в Киеве никто выполнять не хочет. Там нервничают, что пролонгация Минских соглашений окончательно отвлечёт украинское общество от событий на фронте к внутриэкономическим и социальным проблемам. Уже сегодня Украине нечем платить за российский газ даже по льготным ценам. Уже сегодня можно сказать, что отопительный сезон в стране сорван. А это означает, что в условиях длительного перемирия украинцы всё больше будут критиковать не «агрессора» и «сепаратистов», а собственную власть.
Президент Украины Пётр Порошенко это прекрасно понимает. Он не хочет остаться один на один с озлобленным населением, роль защитника которого взяли на себя нацбатальоны.
Поэтому у Порошенко единственный выход — устроить масштабную военную провокацию против донбасских республик, и ещё раз попытаться втянуть армию России в конфликт, чтобы выставить её в самом неприглядном свете, в частности, как страну, срывающую Минские соглашения. Однако этой цели он не добьётся. На сегодняшний день подразделения ВСН способны самостоятельно нанести поражение украинской армии и, как минимум, освободить оккупированные территории ДНР и ЛНР.
Иное мнение высказал
блогер и политолог Анатолий Эль-Мюрид.
— Я думаю, за нынешней активизацией перестрелок в Донбассе ничего серьёзного не стоит. Порошенко просто надо продемонстрировать своим «свидомым», что новый закон о выборах, предусматривающий участие в Верховной Раде представителей ДНР и ЛНР, не означает уступки республикам. Что это его, Порошенко, добрая воля, а если бы Киев хотел, он подавил бы «сепаратистов» силой.
Как только закон будет принят и страсти улягутся, ситуация на фронте до поры до времени стабилизируется.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 496
Рейтинг поста:
Военные, судя по всему, теперь нужны только для того, чтобы выполнять "минские соглашения", отводить технику и считать число обстрелов.
Местные мэры всякими ненужными соглашениями не связаны и, видимо, могут позволить себе хоть иногда говорить правду)))
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, несмотря на действующее перемирие, по-прежнему считает мир в регионе "чрезвычайно хрупким", заявил замглавы миссии на Украине Александр Хуг в интервью изданию Deutsche Welle.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Дата публикации: 10 Ноябрь 2015, 15:26
Начальники паники
Утреннее заявление мэра города Дебальцево о попытке «украинских войск» пойти на прорыв поставило на уши буквально всю российскую прессу. Прежде всего — потому, что по логике событий его никто не ждал. А тут на тебе! Ближе к обеду военные инстанции обеих сторон категорически опровергли «факт события» и страсти понемногу улеглись. Однако, осадок остался. Мне, например, это сообщение сразу показалось странным и нелогичным. Особенно напрягло то, что исходило оно от лица гражданской администрации при полном молчании военных инстанций. Видимо, из случившегося должны быть сделаны организационные выводы. При той крайне нестабильной и взрывоопасной обстановке, которая сохраняется на Донбассе, категорически недопустимо еще больше ее обострять безответственными заявлениями некомпетентных должностных лиц. Не хватало еще, чтобы из-за какого-нибудь мэра города, которому снятся ночные кошмары, стороны стали обмениваться реальными огневыми ударами. Думаю, что гражданским инстанциям обеих сторон должно быть категорически запрещено каким-либо образом комментировать ход боевых действий либо выполнение сторонами условий перемирия. Да и нелогично это. Ведь если первыми военную тревогу бьют мэры, то для чего там, спрашивается, находятся военные?
http://news-front.info/2015/11/10/conditio-sine-qua-non-yurij-selivanov/