Профессор экономики, директор Института Земли при Колумбийском университете, нобелевский лауреат Джеффри Сакс
"Большинство американцев неохотно признают или даже понимают сложившуюся в стране систему безопасности, в которой избранные политики выглядят хозяевами положения, но лидерство зачастую принадлежит ЦРУ и Пентагону. Такая система естественным образом более склонна к военным, а не дипломатическим решениям внешнеполитических проблем.
Начиная с 1947 года, когда было создано ЦРУ, США постоянно вели полусекретную, полупубличную политику смены правительств в зарубежных странах. ЦРУ было задумано так, чтобы можно было избежать истинно демократического контроля, а президенты имели возможность всё "правдоподобно отрицать". ЦРУ свергло десятки правительств во всех регионах мира, не понеся за это никакой ответственности ни там, ни у себя дома.
Недавно я исследовал один из периодов деятельности ЦРУ в книге "Двигая планету: Джон Кеннеди в поисках мира". Вскоре после избрания Кеннеди президентом в 1961 году ЦРУ "проинформировало" его о планах свержения Фиделя Кастро. Кеннеди был озадачен: должен ли он санкционировать запланированную интервенцию ЦРУ на Кубу или запретить ее? Новичок в этой отвратительной игре, Кеннеди попытался принять оба решения: он разрешил операцию, но без воздушной поддержки США.
Возглавляемое ЦРУ вторжение разношерстной группы кубинских эмигрантов в Залив Свиней стало военным фиаско и внешнеполитической катастрофой, которая год спустя привела к Карибскому кризису. Во время этого кризиса большинство советников президента, занимавших высшие посты в сфере безопасности, хотели начать военные действия против советской армии. Это был курс, который вполне мог привести к взаимному ядерному уничтожению. Кеннеди взял верх над милитаристами и справился с кризисом дипломатическим путем.
К 1963 году Кеннеди больше не доверял советам военных и ЦРУ. Более того, он считал многих из своих так называемых советников угрозой глобальному миру. В тот год он неустанно и умело использовал дипломатию для достижения важнейшего ядерного соглашения с Советским Союзом – "Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой".
Американский народ активно и совершенно справедливо поддерживал Кеннеди, а не милитаристов. Однако спустя три месяца после подписания договора Кеннеди был убит.
Если смотреть сквозь призму истории, то главная работа президента США заключается в том, чтобы быть достаточно мудрым и зрелым, чтобы противостоять неудержимой военной машине. Кеннеди пытался, а его преемник – Линдон Джонсон – нет, следствием этого стало фиаско во Вьетнаме. Джимми Картер пытался, а Рейган нет (его ЦРУ помогало сеять смерть и хаос в Центральной Америке на протяжение 1980-х). Клинтон в основном пытался (за исключением операции на Балканах), а Джордж Буш нет, и это привело к новым войнам и беспорядкам.
В целом Обама пытается сдерживать милитаристов, тем не менее он часто уступает им, причем не только в вопросах использования вооруженных дронов, но и развязав неофициальные войны в Сирии, Ливии, Йемене, Сомали и других странах. Он так и не завершил по-настоящему войны в Ираке и Афганистане, заменив наземные войска американскими дронами, атаками с воздуха и "частными" контрактниками.
Без сомнения, Иран – это его лучший момент, историческая веха, требующая поддержки в полный голос. Политические трудности на пути достижения мира с Ираном сравнимы с теми, с которыми сталкивался Кеннеди, ведя мирные переговоры с Советским Союзом в 1963 году. Американцы подозрительно относятся к Ирану со времен Исламской революции 1979 года и последовавшего за ней кризиса с заложниками, когда иранские студенты удерживали 52 американцев в здании посольства США на протяжении 444 дней. Но в их подозрительности отражаются еще и шовинистические манипуляции, а также недостаток знаний об истории отношений США с Ираном.
Очень немногие американцы знают, что ЦРУ свергло демократическое иранское правительство в 1953 году. Иранцы посмели избрать прогрессивного, светского премьер-министра, который считал, что нефть страны принадлежит ее народу, а не Великобритании или США. Лишь немногие американцы помнят, что после переворота ЦРУ установило в стране жесткий полицейский режим под властью шаха. После иранской революции 1979 года США вооружали Ирак Саддама Хусейна, чтобы тот начал войну с Ираном, что привело к сотням тысяч жертв среди иранцев в 1980-х годах. Вводившиеся с 1990-х годов по инициативе США международные санкции должны были истощить, дестабилизировать, а в конечном итоге сломать режим исламистов.
В наши дни милитаристы пытаются сорвать Венское соглашение. Саудовская Аравия ведет яростную борьбу с Ираном за региональное господство, сочетая геополитическую конкуренцию с суннитско-шиитским соперничеством. Израиль, единственная ядерная держава Ближнего Востока, хочет сохранить свою стратегическую монополию. Американская военщина, похоже, рассматривает любое исламистское государство как цель для свержения.
Пришло время начать более широкое американо-иранское сближение и создать новый режим безопасности на Ближнем Востоке и в мире, который будет идти к полному глобальному ядерному разоружению. Для этого потребуется прежде всего заменить войны (в том числе секретные войны ЦРУ) коммерцией и другими формами мирного обмена".