В США премией Госдепартамента «Защитник прав человека» наградили Азимжана Аскарова. В 2010 году в Киргизии он был осуждён на пожизненный срок за разжигание межэтнической вражды, организацию беспорядков и соучастие в убийстве милиционера.

В самой Киргизии новость о награждении Аскарова восприняли с недоумением, поскольку все преступления, совершённые им, были доказаны в суде.

По мнению политического аналитика Срджи Трифковича, это произошло в контексте двух событий — вхождения Киргизии в ЕАЭС и потерей США в прошлом году авиабазы Манас под Бишкеком. Эксперт пояснил в интервью RT, что Вашингтон теперь вынужден лишь наблюдать, как из-под их влияния ускользает один из важных стратегических активов.

«Контекст очевиден: 10 дней назад Киргизстан официально присоединился к Евразийскому экономическому союзу, после того как прошла процедура принятия Киргизстана другими входящими в эту организацию странами — это Россия, Казахстан, Беларусь и Армения.Разумеется, это сигнал тревоги для Госдепартамента. За год до этого Соединённые Штаты потеряли аэропорт Манас, и теперь они наблюдают, как из-под их влияния ускользает один из важных стратегических активов», — отмечает эксперт.

По словам Трифковича, только после этого американские власти заинтересовались судьбой осуждённого в Киргизии Аскарова и назвали его «защитником прав человека».

«Интересно, что Америку не особенно интересовал этот конкретный случай, имеющий отношение к правам человека, как они его называют, когда аэропорт Манас всё ещё принадлежал им, ведь приговор был вынесен в 2011 году, через несколько месяцев после волнений на этнической почве. Во-вторых, нет сомнений в том, что сторонника узбекского сепаратизма намеренно популяризуют, точно так же, как это было с албанскими сепаратистами в Сербии, которые активно участвовали в столкновениях с сербской полицией и военными в конце 90-х годов и которых превозносили в Вашингтоне как борцов за права человека и жертв насилия», — продолжает политический аналитик.

Срджа Трифкович подчёркивает, что сейчас складывается схожая ситуация: «Когда отношения США с какой-то страной ухудшаются, потому что эта страна отказывается впредь быть американским стратегическим активом, на свет, как козыри из рукава, извлекаются активисты и борцы за права человека, которые, как мне кажется в данном конкретном случае, виновны в серьёзных преступлениях».

При этом, как отмечает эксперт, заинтересованность США в Киргизии заключается только в одном — это отражение американской стратегии, направленной на полнейшее доминирование на мировой арене.

«Это регион, в котором, на первый взгляд, у США нет никаких жизненно важных интересов. Это одна из целого ряда внутриматериковых бывших советских республик в Центральной Азии, которая расположена в таком месте, что если посмотреть на карту, то очевидно, что жизненно важные интересы здесь есть у России, Китая, и, возможно, в меньшей степени у Индии, но никак не у Соединённых Штатов. Заинтересованность США в Киргизстане — это исключительно отражение американской стратегии, направленной на полнейшее доминирование на мировой арене. Иными словами, на всей планете не найдётся и квадратного метра территории, в отношении которой у США не было бы жизненно важных национальных интересов», — говорит Трифкович.

«Я очень рад, что Киргизстан, наконец, это понял и принял решение связать свою судьбу с Евразийским экономическим союзом, потому что с практической точки зрения, с точки зрения экономического развития — особенно в сфере сельского хозяйства, — а также с геополитической точки зрения именно там Киргизстану и следует искать своё будущее, и именно там появятся будущие инвестиции», — заключил эксперт.