Состоявшаяся в Йоханнесбурге (ЮАР) сессия Ассамблеи глав государств и правительств стран Африканского союза (АС) носила в значительной мере рутинный характер.
Тема саммита традиционно носила социально-экономический характер: «Повышение роли женщины в развитии Африки по пути реализации и Повестки 2063 г.». Как известно, к 100-летию создания предшественницы АС – Организации Африканского Единства стоит задача добиться интеграции, процветания и мира на континенте. По итогам дискуссии был принят ряд резолюций, направленных на расширение доступа женщин к активной роли в экономике, новым технологиям, собственности на землю.
Кроме того, было принято решение создать к 2017 г. общеконтинентальную зону свободной торговли.
Западная пресса придала сенсационный характер инциденту, связанному с президентом Судана Аль-Баширом, против которого, как известно, Международный уголовный суд (МУС) выдвинул обвинения в преступлениях против человечности и геноциде в ходе событий в суданской провинции Дарфур и выдал международный ордер на его арест. По прибытии суданского лидера в ЮАР, которая является участницей МУС, суд Претории принял решение запретить ему покидать страну до завершения рассмотрения соответствующего обращения одной из неправительственных организаций.
Власти ЮАР отказались выполнять это решение. Правительство США и генеральный секретарь ООН выразили в этой связи свое «разочарование».
Инцидент вновь подтвердил стремление натовского сообщества использовать МУС в качестве инструмента своего вмешательства в африканские дела под предлогом «продвижения демократии» на континенте. Председатель АС президент Зимбабве Р. Мугабе предложил выйти всем африканцам из состава МУС.
Как и на предыдущих саммитах, приоритетное место в дискуссиях заняли сохраняющиеся на континенте конфликтные ситуации и растущие террористические угрозы.
Попытки Африканской комиссии, Совета мира и безопасности АС заставить лидеров соперничающих в Ливии группировок сесть за стол переговоров и заключить мирные соглашения успехов не принесли. Ситуация хаоса в Ливии углубляется. Особое волнение вызывает наметившееся расширение вмешательства «Исламского государства» в ливийские дела, отряды которого в июне 2015 г. заняли ливийский город Сирт.
Саммит в более энергичных выражениях потребовал от ливийских группировок проявить «чувство ответственности». 15 июня 2015 г. в Нджамене, столице Чада, был совершен очередной теракт, в результате которого погибли 23 человека и 101 получили ранения.
Созданная коалиция стран Организации бассейна озера Чад (Камерун, Нигер, Нигерия, Чад) для борьбы против нигерийской террористической группировки «Боко Хаарам», в результате терактов которой погибло более 13 000 человек, медленно развертывает свою деятельность. Главное препятствие – отсутствие необходимых средств материально-технического обеспечения. Но не последнюю роль играют и внутренние разногласия.
Особое волнение вызывает наметившееся расширение вмешательства «Исламского государства» в ливийские дела, отряды которого в июне 2015 г. заняли ливийский город Сирт.
Саммит призвал африканские государства и международное сообщество расширить поддержку борьбы против «Боко Хаарам», учитывая, в частности, и усилия «Исламского государства» наладить сотрудничество с экстремистскими исламистскими группировками в сахаро-сахельской зоне, Сомали и Нигерии.
В последнее десятилетие в Африке появилась новая угроза безопасности – дестабилизация в связи с проведением президентских и парламентских выборов. В редких случаях они проходят в мирных условиях. Озабоченность сегодня вызывает ситуация в Буркина Фасо, Бурунди, Гвинее (Конакри).
В Буркина Фасо попытки президента Б. Компаоре добиться третьего мандата вызвали массовые волнения и президент вынужден был покинуть страну. Благодаря вмешательству АС был предотвращен захват власти военными и установлен гражданский переходный период. В октябре 2015 г.
должны состояться президентские и парламентские выборы. АС выступил против отстранения от участия в выборах сторонников прежнего режима.
В Бурунди активное стремление действующего президента П. Нкурунзизы остаться у власти спровоцировало резкое обострение внутриполитической ситуации. Более 110 тыс. граждан страны, опасаясь дестабилизации, покинули страну. И здесь АС активно проводит линию на предотвращение гражданской войны. Саммит принял решение направить в страну группу военных экспертов для организации разоружения незаконных военных формирований.
В Гвинее приближение президентских выборов (октябрь 2015 г.) порождает угрозу насильственн6ых столкновений межэтнического характера. Действующий президент А.Конде призывает АС и мировое сообщество взять предстоящие выборы под свой контроль. Саммит выступил за активизацию диалога между правительством и оппозицией.
Состоявшаяся дискуссия и принятые решения 25-м саммитом АС подтверждают наличие больших трудностей и сложностей на пути обретения этой организацией необходимой способности на пути реализации провозглашенных целей и превращения в центральное звено организации интеграционных процессов, в процессе формирования единого внутриполитического голоса континента. Созданные организационные и имплементационные структуры и механизмы грешат в практической деятельности декларативностью, низкой эффективностью в плане практических результатов. Создатели АС во многом ориентировались на пример Европейского союза. Однако африканские реальности вносят существенные коррективы.
Единой Африки нет. Африка многолика и разнообразна по природно-климатическим, социально-экономическим и культурным условиям. И по национальным интересам. Африканцы болезненно воспринимают покушения на принцип национального суверенитета. Они инстинктивно отрицательно относятся к инициативам наднационального характера. Зачастую при подходах к международным проблемам у африканских государств превалирует узко национальный интерес над целесообразностью общеафриканской солидарности.
В последнее десятилетие в Африке появилась новая угроза безопасности – дестабилизация в связи с проведением президентских и парламентских выборов.
Африканские государства с большим трудом выбираются из многочисленных пут экономической, политической, военной зависимости от бывших метрополий и зарубежных партнеров.
В этой связи большой проблемой представляется бюджетно-финансовые возможности самого Африканского союза.
В 2000-х годах взносы стран Африки едва достигали 30% общего объема бюджетных расходов. Причем 66% взносов приходилось на пять стран: Алжир, Египет, Ливия, Нигерия и ЮАР. В 2014 г. объем бюджета достиг 308 млн. долл. в т.ч. взносы африканских стран составили 46%, в 2015г. намеченные расходы установлены на уровне 430 млн. долл. Практически все миротворческие операции финансируются ООН, ЕС и США. Сами африканские страны проявляют заметную скупость при выделении средств на нужды собственной организации. Между тем, их военные расходы в 2014 г. превысили 50 млн. долл.
При всем при этом Африканский союз – единственная организация, имеющая право выступать от имени всего континента и отстаивать его интересы на международной арене, что и предопределяет его возросшую роль как актора в системе международных отношений.
Евгений Корендясов