Китай и Россия активизируют сотрудничество в Центральной Азии
Рост российско-китайского партнерства свидетельствует о провале западной политики изоляции России. Действия Запада лишь подтолкнули Россию к более активному сотрудничеству с Китаем. Москва и Пекин планируют усилить своё присутствие в Центральной Азии и будут координировать политику бывших советских государств в Евразии.
Когда президент России Владимир Путин 9-го мая принимал парад, посвящённый 70-й годовщине победы России в Великой Отечественной войне над фашистской Германией, справа от него стоял председатель КНР Си Цзиньпин. В то время, как торжество было бойкотировано большинством западных стран, 102 китайских солдата приняли участие в российском параде Победы. В своей речи после парада Путин отметил, что «через Китай проходил главный фронт войны с милитаризмом в Азии».
Российско-китайские отношения стали намного сильней после кризиса в Украине. Китай, в отличие от Запада, не стал открыто критиковать Россию за её роль в урегулировании украинского конфликта. В 2014 году Москва и Пекин подписали амбициозный нефтегазовый контракт стоимостью в миллиарды долларов. Военное сотрудничество между двумя странами увеличилось, а их товарооборот превысил 88 миллиардов долларов. А также укрепилось сотрудничество России и Китая в рамках многосторонних форумов и в глобальных вопросах.
Во время празднования Дня Победы, Си Цзиньпин и Путин подписали две совместные декларации, одна из которых отражает их растущую общность взглядов на ситуацию в Афганистане, Сирии, Украине, Иране и Северной Корее. Они «договорились теснее координировать совместные усилия, чтобы помочь решить самые серьезные глобальные и региональные проблемы, к которым относятся: сирийский кризис, иранская ядерная программа, достижение безъядерного статуса Корейского полуострова, укрепление стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Если эта декларация была ожидаема, то вторая оказалась непредвиденной. Китай выразил поддержку Евразийского экономического Союза (ЕАЭС) продвигаемого Россией. Обе страны решили создать механизм диалога интеграции «Экономического пояса Шёлкового пути» и ЕАЭС. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была обозначена как орган, координирующий взаимодействия между двумя проектами.
Китай согласился начать переговоры об экономическом и торговом сотрудничестве с ЕАЭС и «рассмотреть долгосрочные цели создания зоны свободной торговли» с ним. Пекин и Москва будут сотрудничать в области устойчивого развития и региональной экономической интеграции в Евразийском регионе в целом. Они будут стремиться к «сохранению мира и стабильности на Евразийском континенте».
Вполне возможно, что проект ЕАЭС вскоре будет реализован. Китай может предоставить финансовый и моральный импульс необходимый для проекта. По словам Путина, две страны решили создать общее экономическое пространство в Евразии и достичь «нового уровня партнерства». Соглашение взаимовыгодно для обоих государств. В то время как Россия получит доступ к ресурсам Фонда строительства «Шелкового пути» для развития своего агропромышленного комплекса, Китай получит надежную транзитную страну-партнёра на пути в Европу.
Это соглашение рассеивает российские сомнения в отношении реализации китайского проекта «Экономический пояс Шёлковый путь». Этот проект сейчас для КНР является приоритетным, так как он соединит Китай с Европой через Евразию. После своего визита в Россию Си Цзиньпин посетил Беларусь и Казахстан — двух других членов ЕАЭС. Интеграция двух престижных проектов Си Цзиньпином и Путиным увеличивает шансы их осуществимости.
Большой шаг для России принять участие в проекте «Шелковый путь». Тем самым, становится очевидно, что влияние Китая в Центральной Азии из экономического переходит в политическое. Россия понимает, что она не может соответствовать китайским финансовым ресурсам и постепенно становится второстепенным игроком в Центральной Азии. Если договоренности будут реализованы, в скором времени в Центральной Азии появится кондоминиум, в котором Россия получит роль гаранта безопасности, а Китай станет крупнейшим экономическим игроком. Это также означает, что Запад сможет принять Евразию как сферу влияния России и Китая. Будучи в согласии со своими гигантскими соседями, среднеазиатские республики теряют пространство для маневра между крупными державами — их знаменитая многовекторная политика может вскоре оказаться неэффективной.
С 2013 года Си Цзиньпин и Путин встречались девять раз. За это же время состоялось несколько встреч высокопоставленных чиновников из Москвы и Пекина. С подписанием последнего совместного соглашения, российско-китайское партнерство вышло на следующий уровень — две страны вместе начинают делить сферы влияния. В случае обострения соперничества между США и Китаем, Пекин сможет заручиться поддержкой Москвы в качестве своего союзника, который смог противостоять захватническим планам таких агрессоров, как Наполеон и фашистская Германия. Принимает ли Запад это во внимание?
Источник перевод для MixedNews — Сергей Бахарев Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|