Глава Центра экономических и внешнеполитических исследований (EDAM) Синан Ульген
"Выборы в Турции стали скучными и неинтересными после прихода к власти "Партии справедливости и развития" в 2002 году. Результаты выборов были почти всегда предопределены: сокрушительные победы и создание правительств большинства. В этом году, однако, прогноз другой: результаты совсем не бесспорные, и ставки вряд ли могли бы быть выше. От результатов выборов зависит не только политическое будущее Эрдогана, но также и потенциал долгосрочного урегулирования вопросов с курдами, проживающими в стране, и долговременная устойчивость самой турецкой демократии.
Неопределенность создавшегося положения вызвана в этот раз в основном решением Курдской Народно-демократической партии (КНДП). Курдские политические партии уклонялись от борьбы на прошлых выборах вследствие их страха не преодолеть 10%-й порог по числу голосов избирателей, который позволяет войти в парламент. Вместо этого курдские политики участвовали в выборах как независимые кандидаты, на которых не распространяется необходимый порог в 10%. Но, попав в парламент, они воссоединяются под знаменем своей партии.
Однако в этом году курдское политическое движение решило выдвинуть своих кандидатов как членов единой партии. Эта избирательная стратегия, хотя и довольно рискованная, может привести к большим положительным последствиям для ближайшего будущего партии, также как и для долгосрочных проспектов развития Турции.
Если же КНДП не сможет преодолеть установленный порог в 10% голосов, это откроет дорогу для перестройки всей политической системы страны. Если курды и их кандидаты будут исключены из парламента, ПСР, согласно опросам, получит немного больше голосов, чем необходимо для обеспечения поддержания своего политического господства. Если партия сможет получить более 45% голосов при национальном голосовании, то особенности избирательного закона Турции дадут ей возможность получить больше чем 330 мест в 550-местном законодательном органе страны.
Такой результат дал бы Эрдогану право для введения президентской системы правления, которой он так долго добивался. Парламентское большинство ПСР позволило бы этой партии в одностороннем порядке подготовить проект новой конституции и вынести ее на референдум в течение года. В то же время могли бы возникнуть общественные беспорядки в юго-восточных областях страны, поскольку курдское движение – при полном отсутствии своих представителей в национальном политическом управлении в период институционных изменений – агитирует за большую местную автономию.
Если, с другой стороны, КНДП сумеет преодолеть 10%-й порог при голосовании, ее судьба – и судьба Эрдогана – могут измениться в другом направлении. Кандидаты КНДП руководили бы значительной делегацией меньшинства в парламенте, и ПСР, скорее всего, стала бы старшим партнером коалиционного правительства. Далекий от получения доминирующего положения премьер-министр Ахмет Давутоглу был бы вынужден выбирать между вступлением в союз своей партии с КНДП или же с консервативной Партией националистического движения (ПНД). Большая коалиция с главной оппозиционной партией, левоцентристской Республиканской народной партией (РНП), хотя теоретически и возможна, не соответствует политической культуре Турции.
Такой результат дал бы новые права исполнительной власти, возглавляемой Давутоглу, в ущерб президентству. Учитывая, что возможность Эрдогана стать исполняющим обязанности президента больше нереальна, его власть начнет уменьшаться. Даже предполагая, что ПСР останется самой многочисленной партией страны, баланс сил в турецкой политике начнет поворачиваться против него.
В либеральных демократических государствах выборы в федеральные органы подразумевают, что выигравшей стороне предоставляется мандат от народа управлять и устанавливать стратегические приоритеты до следующих выборов. Крайне редко эти положения распространяются на более долгий срок, чем один избирательный цикл. Но именно это происходит сегодня в Турции, где результат предстоящего голосования, вероятно, определит правила политической жизни в течение многих последующих лет. КНДП в настоящее время имеет примерно 10% голосов избирателей. Небольшой толчок в том или ином направлении приведет к существенным изменениям".