Лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев, возглавляющий республику уже 25 лет и набравший на последних выборах более 97% голосов, решил поделиться властью, уменьшив полномочия президента. Эксперты отмечают, что это естественный эволюционный шаг в развитии страны, на который когда-то намекал президент, поскольку сейчас экономика Казахстана поднялась на новый уровень.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, недавно вновь избранный на этот пост, предложил усилить в стране роль правительства и парламента. «До сих пор у нас была президентская власть, вы знаете, серьезная вертикаль. По мере роста экономического среднего класса, наверное, надо ослаблять (президентскую власть – прим. ВЗГЛЯД) и больше давать полномочий правительству, больше давать полномочий парламенту... Такая работа у нас проводится», – заявил он на встрече с председателями кабинетов министров стран СНГ. Также Назарбаев подчеркнул, что власть должна стать более открытой перед гражданами. Каждый уровень власти, по его словам, должен отчитываться перед населением дважды в год.
В апреле Назарбаев был переизбран президентом Казахстана, набрав 97,75% голосов избирателей и оставив далеко позади своих соперников. Секретарь ЦК Коммунистической народной партии Тургун Сыздыков набрал 1,61% голосов, самовыдвиженец, председатель федерации профсоюзов Абельгази Кусаинов – 0,64%. Явка составила более 95%, «за Назарбаева Нурсултана Абишевича проголосовали 8 млн 833 тыс. 250 граждан», отметил глава Центральной избирательной комиссии республики Куандык Турганкулов. Комментируя итоги выборов, которые были проведены досрочно, Назарбаев заявил, что граждане Казахстана в очередной раз продемонстрировали миру единство и сплоченность.
«Личные планы были другими, но желание народа...»
Напомним, решение о том, что выборы будут проведены досрочно, было принято еще в конце февраля. Такой вариант был предложен исходя из того, что выборы президента совпали бы по времени с парламентскими выборами. Назарбаев к тому моменту еще не заявил, что будет принимать в них участие. Неуверенные ответы президента на вопрос о его участии в гонке заставили многих думать, что Назарбаев может отказаться от выборов, не в последнюю очередь из-за преклонного возраста. Это породило массу слухов и домыслов о его возможном уходе из власти.
Однако позже елбасы все же принял решение зарегистрироваться кандидатом. Как пояснил сам Назарбаев, к этому его подтолкнуло население страны. «Личные планы были совсем другими, но всеобщее желание, стремление народа, единение огромное сейчас, – заявил он в марте. – Я получаю тысячи писем от людей, которые поддерживают меня, просят выдвинуть свою кандидатуру».
Директор казахстанского Института мировой экономики и политики, политолог Султан Акимбеков подчеркнул тогда, что досрочные выборы были правильным решением. «Проведение досрочных выборов было связано с тем, что турбулентность в мире растет. Мы не знаем, что будет через год или два. И для того чтобы быть более уверенными в будущем Казахстана, было принято решение провести выборы президента», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Напомним, Нурсултан Назарбаев правит в Казахстане вот уже 25 лет: первый раз он был избран в 1989-м. На предыдущих выборах в 2011 году, которые, кстати говоря, тоже были досрочными, он набрал более 95% голосов избирателей. Явка тогда составила 89,98 процента. Так что получать практически все голоса для него не в новинку.
«Власть постепенно передается народу»
Директор общественного фонда «Согласие народов» в Казахстане Зиябек Кабульдинов заявил газете ВЗГЛЯД, что поддерживает инициативу президента. «Это давно назревшая проблема. Ситуация в стране не должна зависеть от воли одного человека, при всей его гениальности и всесторонности, при всем глубоком уважении к первому лицу. Глава государства делает правильно, что перераспределяет власть. Если парламент выбирает народ, если через парламент мы утверждаем правительство, то, таким образом, власть постепенно передается народу», – отметил эксперт. Гражданское общество в Казахстане также постепенно созревает к тому, чтобы принять предложение президента.
Однако реформы необходимо начать с парламента. Туда должны попадать профессионалы и люди, избранные народом, включая тех, кто имеет иное мнение, добавил Кабульдинов. Он отметил, что сейчас кандидаты в парламент проходят по партийным спискам. «Получается, что кого выбираем, мы не знаем. Это очень пагубно. Выборы должны быть прямые, чтобы мы не выбирали какую-то аморфную, невидимую партию с непонятным длинным списком, а конкретных людей по каждому избирательному участку», – подчеркнул эксперт.
По его мнению, авторитетных партий в стране нет. «Прежняя система, когда выбирали конкретного человека, более правильная», – заметил собеседник.
Еще одним слабым, по его мнению, звеном является правительство, где идет «катание одних и тех же групп». «Например, человек не справляется, его переводят на другой не менее важный участок, где он также не справляется, – рассказал эксперт. – Если мы усилим парламент, если парламент будет утверждать правительство, тогда предложение президента будет выполнено – наведем порядок в парламенте, и парламент выберет себе достойное правительство. А президент поделит власть между ними, и его власть будет минимизирована».
По словам собеседника, такая ситуация в казахской степи была исторически. «Казахские ханы полностью на себе власть не замыкали. Все отдавалось на местах, только в трудные времена внешней агрессии роль первых лиц возрастала», – сказал Кабульдинов, он считает, что «сегодня Казахстан – миролюбивая страна, которая имеет много стратегических партнеров, различные интересы, но не имеет врагов и противников. В этих условиях нам нужно более действенное правительство, которое назначает парламент, естественно, по совету с президентом».
«Центральный орган не поймет проблемы регионов»
Предложение Назарбаева «целесообразным» считает и депутат казахстанского парламента Айгуль Соловьева. «Это нормальное разделение власти: передача полномочий и тенденция к децентрализации, потому что любой центральный орган при всей своей возможности не может понимать проблемы, которые происходят на уровне сельских регионов, областных и региональных центров, – заявила она газете ВЗГЛЯД. – Если парламент получит больше полномочий, он сможет более эффективно оказывать влияние на уровень принятия решений исполнительными органами власти». Она напомнила, что глава государства всегда говорил: «Сначала – экономика, потом – политика». А это такое добровольное, эволюционное развитие, которое приводит к тому, что экономика уже на определенный уровень поднялась, и для того чтобы усилить ее эффективность, продолжить реформы, повысить устойчивость общества, как раз и нужны такие меры, они помогут реализовать все это в полном объеме», – подчеркнула Соловьева.
Она рассказала, что сейчас идет работа над программой президента «План нации – 100 шагов», предусматривающей несколько направлений модернизационных реформ по индустриальному развитию экономики, государственному аппарату, прозрачности общества и созданию правительства для граждан, общественного контроля и так далее. «По каждому направлению работает рабочая группа, каждая группа разделена на 10–15 подгрупп, по каждому шагу они вносят предложения, проводят консультации с общественными организациями и с гражданами, чтобы внести наиболее эффективные механизмы этого обсуждения», – рассказала собеседница. В конце июня эта работа будет сведена в один орган – комиссию, и она в свою очередь представит главе государства предложения по каждому направлению.
При этом Соловьева не согласна, что нужно менять избирательную систему в парламент: «Это общемировая практика, когда парламент избирается по партийному принципу, то есть по пропорциональной системе, – отметила она. – Когда у нас раньше было около 100 депутатов, которые приходили в парламент со 100 программами, про которые на второй год забывали, да и граждане уже не помнили, какой депутат им что обещал, они тонули в потоке этих 100 программ, и в результате ни один депутат не голосовал так, как он заявил в своей программе».
Она добавила, что, кроме того, отдельный депутат как индивид далеко не всегда может отстоять свою программу, поэтому это не будет эффективным подходом для решения задач. «А когда, например, только четыре программы, то их можно отслеживать, можно мониторить, и партия все время смотрит на то, что она обещала своим гражданам», – пояснила Соловьева.
Она добавила, что Сенат в Казахстане возможно трансформировать в палату представителей, где могут быть общественники и региональные представители. «Думаю, что в этом направлении поступят предложения от общественников, которые будут обсуждаться», – резюмировала депутат.
Текст: Марина Балтачева