Майкл Морелл, бывший замглавы ЦРУ США, рассказал в интервью RT, что сторонники военной операции в Ираке не навязывали спецслужбам свою позицию. В ЦРУ действительно считали, что у Саддама есть химическое оружие, возможности для создания биологического оружия, а также планы возобновить ядерную программу, заявил Морелл.
«Таково было наше убеждение, и оно оказалось ошибочным. <...> Мы ошиблись, как и все остальные разведслужбы мира, занимавшиеся данным вопросом», — заявил бывший замглавы ЦРУ.
«Если бы я принёс сюда все документы с информацией, которая поступала в разведслужбы, и дал вам возможность просмотреть бумаги, вы бы тоже пришли к выводу, что у Саддама Хуссейна было оружие массового уничтожения. Вы также сказали бы, что все доказательства, по сути, косвенные. Многие данные были собраны ещё до 1998 года, когда комиссия ООН, наблюдавшая за уничтожением оружия, покинула страну. И один из ключевых моментов в данном случае — тот факт, что в его распоряжении когда-то действительно было оружие массового уничтожения и он его применил! Против Ирана и собственного народа», — уверен Морелл.
Тем не менее, по его словам, ошибка американских спецслужб заключалась в том, что не нужно было со стопроцентной уверенностью заявлять президенту США, что у Саддама Хуссейна было оружие массового уничтожения и все имеющиеся данные являются абсолютно убедительными. «Это был бы уже совсем иной посыл», — подчеркнул бывший высокопоставленный разведчик.
«Как я уже сказал, было два основных и решающих вывода по Ираку: первый связан с оружием массового поражения, второй — взаимоотношениями между Ираком и «Аль-Каидой». Есть какая-то связь между Ираком и «Аль-Каидой»? После событий 11 сентября 2001 года это был вполне правомерный вопрос, который все себе задавали, — продолжил Морелл. — После долгих выяснений, множества взлётов и падений мы, наконец, пришли к выводу, что пока связи между Ираком и «Аль-Каидой» нет — Ирак никак не помогал «Аль-Каиде» с организацией терактов 11 сентября, Ирак никак не мог спрогнозировать эти события, Ирак никак не поддерживал «Аль-Каиду».
После такого заявления некоторые члены Администрации начали оказывать очень мощное давление на ЦРУ. «Вице-президент и его окружение нас прессинговали, а вот президент поддержал. Он сказал нам: «Я знаю, что на вас сильно давят, но я хочу, чтобы вы играли честно и дальше», — отметил бывший разведчик.
Уничтожение бен Ладена
Майкл Морелл также рассказал RT об операции по ликвидации лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена. По его словам, власти Пакистана не держали террориста под домашним арестом в Абботтабаде. «Обнаруженные нами документы говорили о том, что он руководил работой всей организации. На самом деле, мы были поражены, до какой степени всё проходило через его руки — он управлял, так сказать, на микроуровне. И сообщили нам о его местонахождении вовсе не пакистанцы. И это был не какой-то там пакистанец, который пришёл в американское посольство и получил за эту информацию $25 млн. Мы выследили человека, которого считали посыльным бен Ладена, он привел нас в Абботтабад. Мы тщательно изучили объект и пришли к выводу, что Усама бен Ладен находится там», — поведал экс-заместитель директора ЦРУ.
Разведчик подчеркнул, что пакистанцы даже не знали, что в ту ночь США намерены провести операцию по захвату бен Ладена, и были очень удивлены. «Президент послал меня туда, чтобы как-то сгладить напряжение в отношениях, и я видел их злость и смущение. Я уверен на 95-99%, что пакистанские власти не знали, что бен Ладен находится у них, — говорит Морелл. — Об этом не знали руководящие посты в правительстве, но можно ли с уверенность сказать, что никто из местной полиции в Абботтабаде или из местной разведслужбы об этом не знал? Нельзя. Вполне может быть, что кто-то был в курсе. Но не правительство».
Распространение ИГ на Ближнем Востоке
Что касается распространения террористической группировки «Исламское государство» на Ближнем Востоке, бывший заместитель директора ЦРУ заявил, что в войне против терроризма есть две составляющие.
«Во-первых, есть террористы, которые намерены на нас напасть и убить, и не только нас, но и наших союзников в Западной Европе и по всему миру. И они располагают соответствующими возможностями. С ними нужно расправиться, а это можно сделать, только убрав их с поля боя, то есть их нужно захватить в плен или убить. Ведь они хотят напасть на нас и уничтожить. После событий 11 сентября мы справляемся с этим очень эффективно, — подчёркивает Морелл. — Но есть у этой войны и другая составляющая, идеологическая: как не допустить радикализации молодёжи? Как остановить этот процесс? Тут уже речь идёт о долгосрочном аспекте, поскольку дело касается социальных, экономических и политических проблем, а также религиозных вопросов. И вот здесь-то мы играем крайне незначительную роль: в религиозном отношении у нас нет никакого авторитета, ведь мы не знаем всех тонкостей ислама. Эти темы должны обсуждать исламские религиозные деятели и сами мусульмане, проповедники с верующими, учителя с учениками. Поэтому в этой составляющей войны с терроризмом мы не преуспели, и проблему не решить, поймав или уничтожив кого-то. В конечном итоге, проблему можно решить только вторым путём».
Использование беспилотников
Вместе с тем, говоря о средствах борьбы с террористами, Майкл Морелл отметил, что беспилотники — самое эффективное оружие для борьбы с «Аль-Каидой», которое когда-либо было у США. По его словам, сопутствующий ущерб при их применении стремится к нулю.
«Беспилотники — самое высокоточное оружие в нашем арсенале. Сопутствующий ущерб при их использовании, конечно, не равен нулю, но близок к нулю. Да, есть информация о большом сопутствующем ущербе, и она преувеличена. Откуда она берётся? Это пропаганда со стороны тех, кто хочет, чтобы США свернули свои военные операции, включая «Аль-Каиду», — заявил бывший разведчик.
Морелл уверен, что в войне с терроризмом Соединённые Штаты одержали несколько очень важных побед.
«Среди наших достижений, во-первых, — то, что мы не допустили совершения терактов на территории США: с 11 сентября не было ни одного теракта иностранных террористических групп, хотя были многочисленные попытки. Во-вторых, ослабление руководства «Аль-Каиды», которое на нас и напало, в районах рядом с границей между Афганистаном и Пакистаном. Мы значительно ослабили их. В этом заключаются наши победы. В чем же преуспел противник? В распространении своей идеологии: 10 сентября (2001 года. — RT) она существовала, по большому счёту, в одной точке планеты, а сейчас? Западная, Северная и Восточная Африка, Ближний Восток и по-прежнему Южная Азия. Распространение идеологии — их главная победа», — заключил бывший заместитель главы ЦРУ США.