Очередное заседание «Меркурий-клуба», прошедшее вчера в ЦМТ Москвы, было посвящено теме «Проблемы и пути обеспечения экономической и финансовой стабильности России». Его участники, а это представители министерств и ведомств, депутаты и сенаторы, известные политики, ученые, экономисты и бизнесмены, перед началом мероприятия поздравили президента «Меркурий-клуба» академика РАН Евгения Примакова с награждением орденом Александра Невского. Накануне заседания почетную государственную награду патриарху отечественной политики вручил руководитель Администрации президента РФ Сергей Иванов. Основные тезисы выступления Евгения Максимовича Примакова, открывшего плодотворную и содержательную дискуссию, итоговые материалы которой по традиции будут направлены руководству страны, мы предлагаем вашему вниманию.
– В своем вступительном слове не буду останавливаться, к чему и вас призываю, на влиянии внешних причин (снижение цен на нефть и санкции Запада) на кризис. 60 долларов за баррель – не так мало. А санкции оказались эффективными только из-за недостатков нашей экономики. Во многом это результат ошибок шоковой терапии начала 90-х годов. И жизнь показала, что это – структурные ошибки.
Во-первых, необоснованно высокая зависимость от внешних рынков. Мы экспортируем свыше 40% сырой нефти, а если считать с нефтепродуктами, то свыше 70%. Важнейшие значимые товары мы закупаем. Доля закупаемого за рубежом оборудования: металлургии – 75%, техно- и электропромышленный комплекс – 70%. Сельское хозяйство почти полностью зависит от импортных поставок семян, пестицидов, средств ветеринарии, оборудования для птицефабрик и животноводческих комплексов и прочего. Легкая промышленность зависит не только от импорта оборудования, но и от сырья: более 70% лекарств, 40% продовольствия. Большая часть промышленных потребительских товаров закупается за рубежом. Большинство этих товаров производится не только в развитых странах, но и практически в любой среднеразвитой стране.
Отношение чистого экспорта к ВВП у нас выше, чем у Китая и Германии. У нас – 9%, у них – 5-6%.
Во-вторых, проявляется необустроенность большей части территории, в том числе многих регионов Центральной России, что препятствует развитию глубинки, производства и переработки сельского продукта. Это – одна из причин утечки капиталов. Необходимо больше денег дать малому бизнесу, включая фермеров и переработку сельскохозяйственного продукта, через региональные программы, хочу это подчеркнуть. Мы о региональных программах много говорили, но мало делали. Естественно, такой механизм должен быть продуман. Причем мониторинг ситуации должен быть доведен до района, муниципалитета. Эта мера стала бы инструментом оптимальной децентрализации экономики не только в плане принятия решений, но и с точки зрения территориальной децентрализации. Такая децентрализация в русле общемировой практики.
У специалистов есть целый ряд разногласий по основным направлениям социально-экономической политики. Можно констатировать, что усилилось идеологическое противостояние «либералов» и «антилибералов». Причем у некоторых «антилибералов» идеологический подход даже более выражен. В результате многих оценок ситуации их предложения часто основываются не на профессиональном подходе, и даже не на здравом смысле.
В частности, критика ЦБ ныне носит, на мой взгляд, идеологический характер. Ошибки могут быть в некоторых деталях, и то они видны задним числом.
Сейчас некоторые предлагают снизить ключевую ставку до 6-8%. При инфляции в 15%. В рыночной экономике ставка по кредитам бизнесу, как и по депозитам населению, не должна быть ниже инфляции. Ссылаются на администрирование процентных ставок в Китае. Да, с 1 марта 2015 года там установили ставку по депозитам населению до 1 года 2,5%, свыше 1 года – 3,1%, а по кредитам малому и среднему бизнесу до 1 года – 5,35%, от одного до 5 лет – 5,75%, свыше 5 лет – почти 6%. Но всё сориентировано на инфляцию, которая в Китае ниже 3%.
В-третьих. Наша банковская система, начиная с 90-х годов, работала преимущественно не на внутренних сбережениях, а на привлечении кажущихся дешевыми ресурсов из-за рубежа. Особенно это относится к крупным банкам. В каждый кризис выяснялось, что эти внешние ресурсы не такие уж дешевые. Банки требовали и сейчас требуют огромной поддержки за счет казны.
В-четвертых, это кадровый непрофессионализм. Понятно, здесь много причин. Одна из них – неэффективная приватизация. Другая – низкая зарплата в обрабатывающих отраслях и сельском хозяйстве. Третья – чрезмерный чиновничий аппарат, раздутый в высокооплачиваемые штаты – госмонополию.
Путь к преодолению всего этого – снижение неэффективных государственных расходов, улучшение условий и стабильные правила игры для российского бизнеса, в том числе малого.
Продуманная политика импортозамещения, учитывающая долговременные интересы страны, необходима, а также экономическая централизация, борьба с безработицей, облегчение доступа для иностранных инвестиций в сектора экономики, не попавшие под санкции.
Уверен, что ничего нового я не сказал. Все эти проблемы звучали и звучат, но дело в том, что они не воплощаются в жизнь. Вспомните, сколько было сказано о необходимости реиндустриализации экономики России, но тема эта не вышла на уровень комплексного планирования. Недавно правительство издало свои взгляды по решению целого ряда задач по развитию экономики. В документе представлены сроки исполнения, ответственные чиновники, но не сведено в общий план и, судя по всему, неконтролируемо по срокам исполнения.
То, что финансирование проектов за счет ФНБ замкнуто на президенте, показательно. Значит, нет доверия к правительству. Нет доверия к заявкам госкомпаний.
Мониторинг экономической ситуации существует, в частности, у Федеральной резервной системы США. У нас предлагается создать специальный антикризисный штаб. Вряд ли это рационально. Ведь антикризисные меры должны учитывать и наши долгосрочные проблемы. И тем и другим должен заниматься один орган. Он называется правительством. Надо повышать его эффективность, восстановить механизм регионального управления, механизм управления научно-техническим прогрессом. Заодно убрать ненужные структуры. В частности, так называемое «Открытое правительство».
Поддержка покупательной способности населения должна быть во главе угла антикризисных мер.
Девальвация рубля уже понизила способность населения и соответственно потребительский спрос. Сейчас делается все наоборот. В частности, хотят убрать пенсии работающим пенсионерам.
Надо повысить стипендии и студентам. Сейчас они просто смешные – полторы тысячи рублей. То есть студенты из небогатых семей не могут учиться. Более резко повысить стипендии в технических училищах, школах механизаторов, если они еще остались, и так далее. Может быть, увеличить индексацию некоторых видов низких пенсий. Психологически это более важно, как мне кажется, чем даже снижение зарплат в правительстве и администрации президента, Думе и Совете Федерации.
При этом уменьшить риск инфляции можно было бы путем снижения налоговой нагрузки. В первую очередь – производственной цепочки, производства, переработки сельскохозяйственной продукции. Оптимальный выбор путей и способов финансово-экономической стабилизации возможен лишь при условии системного неидеилогизированного подхода, устранения лоббизма крупных государственных компаний, ужесточения антикоррупционных мер.
Дарья Колпакова, ТПП-Информ
Источник: politobzor.net.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Редакция
публикации 12002
комментария 7832
Рейтинг поста:
Проблема не в технари/гуманитарии. Каждому в системе свое место. Беда в том, что в стране отсутствует как таковая методология отбора и продвижения управляющих/аналитических кадров по принципу их соответствия современным условиям. А эти люди отвечают за развитие страны.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 741
Рейтинг поста: