Подозрения британского генерала о российских рыбаках-разведчиках имеют свои основания
Отставной начальник Генштаба военно-морской авиации Великобритании генерал Алан Уэст заявил, что российские рыболовецкие траулеры ведут военную разведку в водах Северного моря. И это вовсе не фантазии пенсионера. Данное заявление прямо иллюстрирует, что НАТО знает свои слабые стороны на случай возможной конфронтации с Россией.
Да, всеобщая первая реакция была юмористичной. Из серии древних советских анекдотов про «мирный советский трактор».
«Русские траулеры с их неводами и сардинами покажутся генералу Уэсту увеселительной прогулкой»
Да, потом обратили внимание на то, что генерал Алан Уэст не молод, и он вообще-то бывший начальник штаба ВВС, то есть лично рассмотреть эти пресловутые российские «мирные траулеры» мог только в бинокль из своего дома в Линкольншире или Девоне (если у него, конечно, есть там дом). В свободное от рыбалки время.
Но генерал Уэст не шутил. Это из его прошлого, это из подсознания выплыло. Газета DailyMailему позвонила, и он ответил на ее вопросы, как мог. Мы же все понимаем, как берутся подобные комментарии в ежедневные газеты.
Просто генералу Уэсту в его прежней жизни приходилось сталкиваться с феноменом «мирного советского траулера». Этот феномен был, чего уж скрывать. Автор настоящего текста работал палубным матросом на малом рыболовном рефрижераторном траулере типа «Карелия» в том же самом Северном море в далеком 1987 году. И да – каждый выброс трала могли фиксировать акустики британских подводных лодок. Более того – если на этот трал, забив на улов, повесить специальные приспособления, то он превращался в эффективный метод прослушки всей акватории, прилегающей к побережью Великобритании в данном секторе.
Бравый генерал Уэст знает, о чем говорит (фото: Reuters)
|
Конечно, подобная кустарщина лишь несколько раздражала британские ВМС, не мешая им всерьез. Но такая практика на советском флоте действительно была, и именно она всплыла в памяти отставного генерала Уэста, когда ему позвонили с просьбой прокомментировать учения российского Северного флота.
Эти учения и общая внезапная проверка, сильно похожая на имитацию контратаки (о чем уже писала газета ВЗГЛЯД), действительно наложились и на планируемые учения британских сил в Восточной Европе, и на учения норвежского флота в Беринговом море. Высадка ивановских десантников в районе Печенги совпала с заходом в порт Киркенес (ближайший к месту десантирования) норвежского фрегата «Тур Хейердал» – едва ли не лучшего, что есть у норвежских королевских военно-морских сил. Норвежцы отрабатывали борьбу с подводными лодками противника – читай, России. Не сложилось. «Тур Хейердал» покинул Киркенес, а учения норвежский флот свернул, скорее всего, чтоб ненароком не вступить в конфронтацию с российским.
Тут дело не в трусости, а в элементарной безопасности мореплавания при тотальном превосходстве российских сил в регионе над норвежскими. Осло не может даже эффективно прикрыть Шпицберген, а выход в регион «Тура Хейердала» показал уязвимость норвежского флота, хотя фрегаты того же класса оснащены американской системой ПВО Aegis, которую пропаганда уже четверть века записывает в «лучшую в мире». Зачем она будет нужна, если любой корабль (и Крым это показал) можно просто захватить на рейде силами спецназа? Даже подводную лодку, прямо скажем, можно не только захватить на стоянке, но и вывести в море силами пяти–шести человек.
«Мирные траулеры» – не единственный страшный сон генерала Уэста и морских офицеров НАТО его поколения. Куда страшнее лихтеровозы – самые крупные суда в мире, некоторые из которых превышают по размерам и тоннажу супертанкеры и знаменитое австралийское судно по перевозке племенного скота. По сути это платформа, на которую укладывают более мелкие контейнеровозы – лихтеры. Одно такое судно заменяет собой океанский конвой.
Допустим, идет в нейтральных водах лихтеровоз. Где-то в Баренцевом или даже в Северном море. Он действительно записан в регистре Ллойда, его «жизнь» известна поминутно, его груз и команда оформлены по системе bareboutcharter. То есть некая компания нанимает просто судно – железяку – без команды и без автоматического объявления груза в рейс. Чрезвычайно распространенная практика, похожая на офшор, но настолько привычная, что даже Ллойд и его люди, рассованные квадратно-гнездовым методом по всем крупным портам мира, с ней мирятся.
Представим, что такая штука с неустановленной по национальности командой и с незадекларированным грузом под флагом Панамы или Камбоджи дрейфует в районе Исландии. Да, к ней можно послать американский патрульный вертолет с Кефлавика и с интересом обнаружить, что команда через мегафон отвечает на запросы на чистом англо-американском языке, причем с техасским акцентом. Вертолет улетает. Анализ фотоснимков ничего не дает. Придраться не к чему.
Но в нужное время контейнеры лихтеров раскрываются. Из них выталкивают десантные вертолеты, в которые садится бригада морской пехоты Северного флота, вышедшая из других лихтеров на свет Божий. И вся эта армада летит на Рейкъявик и Кефлавик. Но уже после того, как по взлетной полосе и ангарам отбомбились стратегические бомбардировщики.
Эта картина маслом называется «захват Исландии». И тут уж русские траулеры с их неводами и сардинами покажутся генералу Уэсту увеселительной прогулкой.
Над ним, конечно, можно бесконечно долго иронизировать, но его фантомные боли далеко не так примитивны. Уэст действительно озабочен состоянием обороны ключевых пунктов НАТО на северном ТВД, на что и сетует, рассказывая об утилизации британской военно-морской авиации как о «серьезной ошибке» правительства Кэмерона, поверившего в «американский зонтик». Северный ТВД вдруг оказался для НАТО провальным, и НАТО волнуется, устраивая подряд несколько учений с прозрачной и специфической легендой.
Преимущество это у России временное, но устойчивое. И, скорее всего, российский Генштаб работает над сохранением данной ситуации или над выводом ее на новый уровень. Хотелось бы надеяться. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|