"МК"
Экономическую блокаду с ДНР и ЛНР еще не сняли, но на горизонте замаячила конституционная реформа
В ночь на вторник лидеры России, Украины, Франции и Германии провели телефонные переговоры, по результатам которых отметили очевидный прогресс в реализации Минских соглашений. На следующий день в Киеве даже создали Конституционную комиссию, которая займется вопросами децентрализации страны.
Владимир Путин, Петр Порошенко, Франсуа Олланд и Ангела Меркель согласились, что для дальнейшего выполнения договоренностей, достигнутых 12 февраля, нужно, чтобы ОБСЕ стала прикладывать больше усилий к наблюдению за режимом «тишины» и отводу тяжелого вооружения. Для этого президент Украины Петр Порошенко предложил разместить наблюдателей везде, где перемирие нарушается. В частности, речь шла о таких населенных пунктах как Счастье, Попасная, Станица Луганская, Крымское, Авдеевка, Волноваха, Гранитное, Широкино, район Донецкого аэропорта. К тому же ОБСЕ должна публиковать ежедневный отчет о ситуации в этих точках, который будет направляться всем участникам переговоров.
Интрига заключается в том, что, вопреки позитивным оценкам процесса выполнения Минских соглашений, ОБСЕ до сих пор не может ни подтвердить, ни опровергнуть отвод тяжелых вооружений. Причем претензии к наблюдателям выдвигает не только Украина: «Нам пока не удалось добиться внятного ответа от представителя ОБСЕ, как идет отвод тяжелой техники и вооружений Киевом, и уложатся ли они в отведенный график», — заявил 3 марта полпред ЛНР в Минске Владислав Дейнего, подчеркнув, что Киев обещал отвести артиллерию до ближайшей субботы.
Однако инициативу Порошенко о миротворцах ООН в этот раз рассматривать не стали, договорившись обсудить этот вопрос 6 марта в Берлине, где состоится встреча заместителей глав МИД стран-членов «нормандского формата.» Споры, видимо, будут жаркими. В Киеве уверены, что миротворцы помогут реализовать Минские соглашения, но в ДНР, ЛНР и России настаивают на обратном: «Создается впечатление, что такими новыми идеями кто-то пытается затянуть процесс выполнения ключевых положений минского пакета», — считает глава МИД России Сергей Лавров.
Кроме того, на переговорах «нормандской четверки» обсудили начало работы специальной группы в Минске, которая займется подготовкой местных выборов в особых районах Донбасса. Утром 3 марта стало известно, что Порошенко подписал указ о создании Конституционной комиссии, которая нужна для «выработки согласованных предложений по совершенствованию Конституции Украины с учетом современных вызовов и потребностей общества». «Не сомневаюсь, что решение по укреплению судебной власти, решение по антикоррупционным шагам власти должны быть дополнены очень важной составляющей - реформой местного самоуправления, реформой децентрализации власти», - подчеркнул украинский лидер.
«МК» выяснил у экспертов, что сулит ДНР и ЛНР первый шаг к конституционной реформе на Украине:
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
- То, что президент Украины пошел по пути конституционного реформирования, безусловно, хорошо. Это в полной мере отвечает Минским соглашениям. Плохо, что в этой комиссии нет представителей востока Украины. Но это только первый этап и впоследствии, может быть, их предложения выслушают. Что касается перспектив голосования по законопроекту в Верховной Раде, то они очень туманные, так как для изменения Конституции потребуется конституционное большинство — 300 депутатов. Едва ли этот состав парламента может проголосовать за реальную децентрализацию и, в особенности, за предоставление особых прав отдельным районам Донецкой и Луганской областей. Но время лечит и ситуация в парламенте может измениться через несколько месяцев. По крайней мере, из-за экономического кризиса общественная поддержка «партии войны» стала сокращаться. Возможно, парламенту придется учесть мнение украинцев, которые хотят окончания войны. К тому же, этого хотят и внешние игроки, в том числе Евросоюз.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ:
- Шаги, связанные с началом работ по конституционной реформе, можно было бы только приветствовать, если бы была уверенность, что дело придет к какому-то результату. Политическая элита Украины уже не первый раз прикладывает массу усилий к тому, чтобы выдать желаемое за действительное. Порошенко уже достаточно много наговорил на эту тему в предшествующий период, утверждая, что никакой федерализации, ожидаемой не только на Донбассе, но и во всем мире, не будет. Скорей всего будут пытаться выполнить формальное обещание, при этом не меняя ничего по сути. Например, ранее Порошенко подписал закон о принципах государственной региональной политики, но в них нет ничего о сути изменений, которые должны произойти на фоне гражданской войны. Никто не говорит о выборности глав регионов, бюджетном федерализме, передаче реальных полномочий в сфере образования местным органам власти и так далее.
Артур Аваков Источник: materik.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 594
Рейтинг поста: