Исламабад и Нью-Дели отметили встречу 2015 г. очередными пакистано-индийскими трансграничными перестрелками, как на Линии контроля, так и в отдельных секторах Рабочей границы. Стычки активизировались еще в конце декабря 2014 г., и противостояние со временем только усиливается. Имеются жертвы с обеих сторон, как среди пограничных войск, так и мирных граждан.
Ставка главнокомандующего пакистанской армии в январе 2015 г. неоднократно заявляла о неспровоцированной стрельбе Индийских сил безопасности с применением тяжелого оружия в различных секторах ЛК. Подчеркивалось, что пакистанские рейнджеры открывали адекватный огонь только в целях обороны.
Осуждая действия индийских пограничных сил безопасности, внешнеполитическое ведомство Пакистана неоднократно выражало решительный протест правительству Индии. Советник премьер-министра по вопросам национальной безопасности и иностранным делам А.Азиз обратился с письмом к министру иностранных дел Индии расследовать обстоятельства, при которых были убиты двое пакистанских рейнджеров, провести объективное расследование и привлечь виновных в этом преступлении к правосудию в целях сохранения мира и спокойствия.
Основное обвинение индийской стороны сводящееся к характеристике Пакистана, как «основного потока терроризма», в свою очередь полностью опровергается Исламабадом.
Пограничные столкновения усилились в последние месяцы, похоронив надежду главы федерального правительства Пакистана Наваз Шарифа на улучшение отношений с Индией после избрания в мае 2014 г. премьер-министром Нарендра Моди.
Начиналось все красиво. Тогда же в мае 2014 г. по приглашению индийского правительства пакистанский премьер Наваз Шариф прилетел в Нью-Дели на инаугурацию своего делийского коллеги. Одним из «подарков» Исламабада стало освобождение нескольких десятков индийских рыбаков, содержавшихся в пакистанских тюрьмах. Позднее стороны договорились о возобновлении переговоров первоначально на уровне секретарей Министерств иностранных дел. Была назначена дата – 25 августа 2014 г. Но в последний момент индийская сторона «без объяснения причин» (по утверждению Исламабада) в одностороннем порядке отменила встречу.
Прецедентом для отказа Нью-Дели от переговоров стала встреча Верховного комиссара Пакистана в Индии Абдул Басита с лидерами Кашмира. Эти события происходили на фоне спорадических перестрелок на пакистано-индийской границе в Кашмире.
В сентябре 2014 г. на Генеральной ассамблее ООН Наваз Шариф вновь, как и в 90-е годы ХХ века, призывал к решению Кашмирского кризиса в соответствии резолюциями ООН.
Прежняя правящая в 2008-2013 гг. Пакистанская народная партия (ПНП) избегала выдвигать кашмирский вопрос в качестве приоритетного в диалоге с Нью-Дели. Наоборот, в 2011 – 2012 гг. она призвала «заморозить» его и урегулировать несколько технических вопросов – консульский (предоставление в ускоренном режиме виз некоторым категориям граждан обеих стран), транспортный (автобусные маршруты в Кашмире) и ряд других. В этом был определенный резон – многие вопросы не решались годами.
Пришедшая к власти в Пакистане в мае 2013 г. администрация Наваз Шарифа назвала этот курс «неэффективным» и стала педалировать Кашмирский вопрос. В сентябре 2014 г. на ГА ООН глава Пакистана вновь призвал мировую общественность выполнить резолюции ООН в этой области.
Несмотря на заявления начальника штаба сухопутных войск Пакистана генерала Р.Шарифа о том, что федеральная армия способна адекватно и незамедлительно реагировать на внутренние и внешние угрозы, ставка старалась избегать прямого вооруженного конфликта с Индией. Масштабная военная операция на северо-западе страны, в ряде агентств Территории племен федерального управления (ТПФУ) на границе с Афганистаном по ликвидации боевиков задействовала крупные войсковые соединения, тяжелую военную технику. В отличие от прежних лет, в 2014 г. генштаб принял решение о продолжении военной операции в Северном Вазиристане в зимний период (2014 – 2015 гг.). Военная кампания на восточных рубежах, индийском направлении потребовала бы значительных материальных, финансовых и иных средств, передислокации воинских контингентов и т.д. Армия не могла позволить это.
С целью снизить напряженность Исламабад предпринял ряд дипломатических инициатив, привлекая мировое общественное внимание к «мирному» урегулированию кашмирского кризиса. Это имело определенный краткосрочный эффект.
Несмотря на развернувшуюся в Пакистане широкую антитеррористическую кампанию, в которой задействованы многие гражданские государственные институты и федеральная армия, генштаб уже заговорил о разработанном плане возвращения временно перемещенных лиц (около одного миллиона) в зону племен. Это подтверждает скорое завершение военной операции федеральной армии в ТПФУ, и высвободит требуемый ресурс для его усиления на восточной границе.
Как представляется, значительную роль в примирении, или вернее, временном снижении напряженности пакистано-индийского противостояния может сыграть Китай. Позиционируя себя региональной стабилизирующей силой, он делает поворот в сторону развития и укрепления стратегического сотрудничества с региональными державами, (включая, в частности, урегулирование ряда вопросов с Индией), партнерами по международным экономическим альянсам.
Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН