Заместитель министра иностранных дел РФ Василий Небензя выступил с напоминанием, что Россия отказалась от строительства газопровода "Южный поток", на сегодняшний день этот вопрос закрыт, передают РИА Новости.
Дипломат сказал: "На сегодняшний день, как вы знаете, вопрос закрыт, об этом четко и ясно сказал президент России. Мы слишком долго стучались в закрытую дверь, и, когда наконец поняли, что дверь нам открывать не хотят, было принято решение, чтобы этот проект в том виде завершить, потому что бессмысленно было закапывать в море многомиллиардные инвестиции без надежды на то, что они окупятся".
Вчера сообщалось, что Словения и Италия уже нашли альтернативы проекту "Газпрома", но Болгария и Сербия не видят для себя перспектив без сотрудничества с российским концерном. Словения уже приняла решение принять участие в строительстве хорватского газового терминала на острове Крк, у Сербии нет такой возможности из-за отсутствия необходимых средств. В этой стране после приостановки проекта "Южный поток" также были отменены планы "Газпромнефти" по строительству двух ГЭС мощностью 300 мегаватт.
Болгария намерена добиваться продолжения сотрудничества с "Газпромом". По словам аналитиков, Болгария и Венгрия постараются переубедить Еврокомиссию в ее мнении о проекте.
Канцлер Германии Ангела Меркель также высказывалась за продолжение переговоров между Россией и Болгарией. Хотя российская сторона ясно дала понять, что возращения к проекту "Южный поток" не будет.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: bazilevs (1 января 2015 03:21) Статус: |
Вопрос: Нынешний год стал довольно сложным для отношений России с западными странами, звучат пессимистичные оценки, касающиеся внешнеэкономического взаимодействия России на многих направлениях, об изоляции нашей страны. Как Вы считаете, есть ли основания для подобных негативных заявлений?
Ответ: Уходящий 2014 год действительно стал непростым для наших отношений с некоторыми западными партнерами. К источникам нестабильности в мировой экономике добавились введенные рядом стран так называемые односторонние санкции в отношении российских физических и юридических лиц в связи с ситуацией на Украине. Экономическому давлению подвергается отечественный бизнес, в первую очередь в энергетической, финансовой и оборонно-промышленной сферах.
Такие шаги являются грубым нарушением международного права, в том числе правил ВТО. Любые меры ограничительного характера могут вводиться лишь с одобрения Совета Безопасности ООН, все остальные санкции попросту нелегитимны.
Политически ангажированные рестрикции отдельных западных стран в отношении России — это отход от базовых принципов рыночной экономики, отказ от развития международного экономического сотрудничества на основе взаимного уважения интересов и добросовестной конкуренции. Непроверенная, зачастую намеренно искаженная информация используется как обоснование для наращивания давления на Россию в целях принуждения к смене нашего внешне-, да и внутриполитического курса. Открыто декларируется стремление нанести существенный ущерб российской экономике. При этом игнорируются наши аргументы и призывы вернуться к диалогу по насущным вопросам международной повестки дня.
На наш взгляд, подобные запреты контрпродуктивны и опасны, причем в первую очередь для тех, кто, не задумываясь о последствиях, прибегает к таким мерам. Нельзя в одностороннем порядке менять фундаментальные экономические правила игры и подрывать атмосферу стабильности в международных отношениях, нанося ущерб сложившимся деловым связям. А уж в условиях глобализации любые попытки ограничить взаимодействие в экономической сфере и вовсе обречены на провал.
В этой связи подчеркну, что разговоры об изоляции России не имеют под собой никакого основания. Сегодня мы успешно развиваем торгово-экономическое сотрудничество с теми странами, которые не поступились своими национальными интересами ради удовлетворения чужих геополитических амбиций. Открываются перспективы значительного увеличения взаимного товарооборота со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Более того, деловые круги западных стран, проводящих санкционный курс в отношении нашей страны, активно сотрудничают с нами, успешно реализуют в России свои бизнес-проекты.
Разве это изоляция? На мой взгляд, это свидетельство успешного экономического взаимодействия нашей страны с зарубежными партнерами. Россия не собирается от кого-то отгораживаться — мы готовы со всеми вести диалог на основе равноправия и уважения и взаимного учета интересов.
Вопрос: Сейчас уже можно судить, как украинский кризис отразился на инвестклимате в России : произошла ли какая-то значительная потеря интереса к нашей стране у зарубежных инвесторов?
Ответ: Интерес не потерян. Это подтверждают в частности итоги состоявшегося 20 октября под председательством Председателя Правительства России Д.А.Медведева 28-го заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), в ходе которого крупнейшие иностранные фирмы — члены КСИИ — однозначно выразили заинтересованность в продолжении своей инвестиционной деятельности в России. При этом наши зарубежные партнеры подтвердили готовность увеличивать объемы инвестиций в российскую экономику независимо от геополитической конъюнктуры.
Мы со своей стороны намерены поощрять подобный настрой зарубежных инвесторов. В частности, в послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 4 декабря предусмотрена реализация таких мер по улучшению делового климата в России, как совершенствование законодательной базы предпринимательства, развитие транспортной инфраструктуры, введение инвестиционного рейтинга российских регионов, создание индустриальных парков и др.
Другое дело, что наши некоторые западные партнеры оказывают беспрецедентное давление на свой бизнес, понуждая их пересмотреть свои инвестиционные планы в России, говорят, что сейчас такой момент, когда "политика превалирует над экономикой". Зачастую это давление не связано с конкретными санкциями — это такие "санкции плюс", которые навевают воспоминания об административных методах управления экономикой. Бизнесу это, конечно, не нравится. И компании, в том числе крупные, не хотят подстраиваться под "линию партии".
Вопрос: В следующем году, как известно, ЕС отметил две даты в "санкционном календаре": 15 марта будет решаться вопрос о продлении или непродлении ограничений против физических лиц, в конце июля — против юридических. Будет ли Москва в предстоящие месяцы инициировать какие-то действия, чтобы остановить антироссийские действия Евросоюза?
Ответ: Россия говорила неоднократно: инициировали санкции не мы, и мы не будем никого упрашивать их отменять. Причина введения санкций — в логике тех, кто их вводил, — стремление заставить нас изменить наш внешнеполитический, а заодно и внутриполитический курс. Кажется, инициаторам уже должно быть очевидно — это бессмысленно и бесполезно. И не потому, что мы "упрямы всем назло", а потому что мы уверены в своей правоте и не собираемся разменивать ее на "чечевичную похлебку".
Для того чтобы понять бесперспективность экономического эмбарго Кубы, США потребовалось 50 лет. Интересно, сколько потребуется времени, чтобы понять то же самое в отношении России? Должен сказать, что на самом деле это понимают многие — и не только бизнес и рядовые граждане. Мы знаем, что это хорошо понимают и многие политики на Западе. Другое дело, что Евросоюз загнал себя в "санкционную спираль", из которой ему и самому непросто выбраться без потери лица.
Вопрос: Если ситуация все-таки разрешится и отказ от санкций в эти сроки произойдет, получится ли в полном объеме восстановить те торгово-экономические контакты, которые были сорваны? Или к прежним схемам мы больше не вернемся и будем осторожнее в своих подходах?
Ответ: Конечно, продолжение санкционной политики может привести к утрате доверия между партнерами. Страны-члены Евросоюза уже продемонстрировали, что геополитические амбиции в принципе могут взять верх над экономической целесообразностью и выгодами от взаимного сотрудничества. От вводимых Брюсселем ограничений страдают простые граждане и бизнес, мировая экономика становится менее стабильной. Восстановить прежний уровень доверия будет непросто и после отмены санкций, но это необходимо делать, если мы думаем о развитии наших экономик. Россия готова к взаимодействию с ЕС, как, впрочем, и со всеми участниками международных экономических отношений.
Вопрос: Наступила зима, в связи с этим острее встает вопрос о необходимости обеспечить надежные поставки в Европу российских энергоресурсов. С какими сложностями потребители могут столкнуться в ближайшем будущем, что предпримет Россия, чтобы избежать проблем?
Ответ: По итогам трехсторонних переговоров Россия-Украина-ЕС, длившихся с середины мая текущего года, нам удалось договориться с украинскими партнерами и подписать в Брюсселе 30 октября протокол об условиях поставок российского газа в Украину на период до 31 марта 2015 года. Исполнение этих договоренностей должно обеспечить поставки газа на Украину в зимний период и обеспечить транзит на европейский рынок. Этот вопрос имеет не только экономическое, но и важное социальное значение. От исполнения обязательств по нему зависит качество жизни или, называя вещи своими именами, тепло в доме у миллионов людей на Украине и в ЕС.
Россия выполняет достигнутые договоренности. В соответствии с ними снижена цена на наш газ за счет сокращения экспортной пошлины. Решение о предоставлении скидки на газ в зимний период сопряжено с определенными потерями для российского бюджета, однако мы сознательно пошли на этот шаг, чтобы оказать помощь Украине.
Чтобы снять существующие на украинском рынке энергетические проблемы нами принято решение о продаже 500 тысяч тонн российского каменного угля и, возможно, в случае, если будет достигнуто дополнительное соглашение, еще дополнительно 500 тысяч тонн (в целом 1 миллион тонн) в месяц на льготных условиях — по внутренним российским ценам. Это намного эффективнее и дешевле, чем поставки угля из ЮАР. Кроме того, Россия по просьбе руководства Украины окажет ей помощь поставками электроэнергии по российским внутренним тарифам, которые, кстати, ниже нынешних цен на электричество на украинском рынке.
Главная проблема здесь — платежеспособность Украины. Надеемся, что и Евросоюз будет играть активную роль в реализации положений упомянутого протокола. Полагаем, что такая роль должна не ограничиваться только моральной поддержкой, а содержать в себе оказание финансовой помощи украинской экономике.
Вопрос: Партнеров России по "Южному потоку" планировалось уведомить об отказе от проекта по дипломатическим каналам. Высказывали ли они надежду на возвращение к реализации проекта, возможно ли, что газопровод все-таки будут строить?
Ответ: На сегодняшний день, как вы знаете, вопрос закрыт, об этом четко и ясно сказал Президент России. Мы слишком долго стучались в закрытую дверь, и, когда наконец поняли, что дверь нам открывать не хотят, было принято решение, чтобы этот проект в том виде завершить, потому что бессмысленно было закапывать в море многомиллиардные инвестиции без надежды на то, что они окупятся. После этого вдруг начали раздаваться голоса из того же Брюсселя, из стран, которые оказывали противодействие реализации проекта, что, оказывается, эти страны и сам Брюссель не возражали против строительства "Южного потока" при условии соответствия Третьему энергопакету. Хочу сказать, как человек, который знаком с тем, как происходили события, это не так: нам действительно ставились препоны в его реализации. Наступил момент, когда мы поняли, что продолжать его просто бессмысленно.
Вопрос: Как, по Вашему мнению, может повлиять запуск целевого фонда, через который Североатлантический альянс будет осуществлять финансовую помощь Украине, на процесс мирного урегулирования в стране?
Ответ: В настоящее время экономика Украины находится в глубоком кризисе. По оценкам международных экспертов наиболее сложная проблема состоит в дефиците платежного баланса, для компенсации которого необходимо около 30 миллиардов евро. При этом обеспечение деятельности группировки войск на Донбассе требует от киевских властей до 500 миллионов долларов в месяц.
К факторам, негативно влияющим на экономику республики, относят рост инфляции до 30%, падение ВВП на 8%, обесценивание национальной валюты на 50%, увеличение госдолга до 100% ВВП к концу года, уменьшение золотовалютных резервов на 22% в месяц — по состоянию на середину ноября текущего года ЗВР Украины составляли 11,6 миллиардов долларов, а также критическое положение ведущих украинских предприятий. В качестве дополнительных рисков отмечается потеря Киевом контроля над рынком труда и растущие потери для инвесторов (до 60% в год).
Разумеется, финансовая помощь Украине для выхода из кризиса необходима. Напомню при этом слова Президента России В.В.Путина, сказанные им при оглашении послания Федеральному собранию 4 декабря: "Россия не только поддержала Украину и другие братские республики бывшего СССР в их стремлении к суверенитету, но и в значительной степени способствовала этому процессу на рубеже 1990-х годов. С тех пор в нашей позиции ничего не изменилось". Мы готовы к продолжению взаимовыгодного сотрудничества с Украиной, что будет способствовать решению сложнейших социально-экономических проблем, стоящих перед этой страной.
Однако экономическая помощь России, других государств и международных структур должна преследовать главную цель — проведение украинским государством масштабных реформ, про которые, увы, в последнее время в Киеве стали забывать, направляя огромные средства на продолжение боевых действий на юго-востоке Украины. Именно в данном контексте необходимо рассматривать планы осуществления со стороны НАТО, которая является военно-политической структурой, финансовой помощи Украине.
Если помощь будет направляться, например, на улучшение инвестиционного климата, на преодоление энергетического кризиса в стране, то это пойдет, несомненно, на пользу. Если же в результате финансовой помощи альянса будет наращиваться военные бюджет, то это будет только усугублять экономический кризис на Украине и, конечно же, не будет способствовать процессу мирного урегулирования в стране.
Вопрос: Президент Украины Петр Порошенко на своей пресс-конференции заявил, что на востоке страны может быть введено военное положение, если мирный процесс будет сорван. Как бы вы прокомментировали эти слова?
Ответ: Заявление, конечно, абсолютно неконструктивное: все ждут не введения военного положения, а урегулирования ситуации. Угроза продолжения военных действий не способствуют налаживанию диалога и может подорвать мирный процесс.
Вопрос: Как отразилось санкционное противостояние с Западом на работе России в рамках межгосударственных объединений на постсоветском пространстве: СНГ и ЕАЭС?
Ответ: Прежде всего, мне кажется, что термин "санкционное противостояние" не совсем корректно описывает происходящее хотя бы потому, что Россия не инициатор и не сторонник раскручивания санкционной спирали. Мы с самого начала заявляли о том, что ограничительные меры контрпродуктивны как с экономической, так и с политической точки зрения, они только подрывают взаимное доверие и отнюдь не способствуют здоровому функционированию мировой экономики, не говоря уже о правовой стороне вопроса.
Наши партнеры на пространстве СНГ это понимают, поэтому они неоднократно высказывали, в том числе и на международной арене, свою обеспокоенность введением санкций в отношении России. Мы открыто обсуждаем соответствующие шаги, предпринимаемые Западом, которые в последнее время, к сожалению, носят все менее дружественный характер.
СНГ, ЕАЭС и другие наши интеграционные объединения не противопоставляют себя кому-либо, это форматы, где страны региона могут наращивать взаимодействие в тех областях и в той степени, в которой они готовы это делать. Мы не навязываем партнерам решения, идущие вразрез с их собственными интересами, как сейчас модно на Западе. Поэтому усиление санкционного давления на Россию не может отразиться на функционировании существующих на пространстве СНГ организаций.
Однако здесь есть иной аспект — российская ответная политика, базирующаяся на импортозамещении, открывает новые перспективы в части наращивания взаимного товарооборота в рамках Таможенного союза. Мы готовы и уже предложили нашим партнерам по ЕАЭС и СНГ заполнить освободившиеся в результате недальновидной политики Запада ниши на российском рынке. Эти страны намерены воспользоваться открывающимися возможностями.
Вопрос: Ранее заявлялось о возможности совместных действий в рамках этих объединений, чтобы компенсировать потери от санкций, о чем может пойти речь?
Ответ: Вопрос об осуществлении совместных действий в ответ на ограничительные меры Запада по отношению к России на сегодняшний день в повестке дня пока не стоит, хотя нормативно-правовая база Таможенного союза это позволяет. В частности, принятое Высшим Евразийским экономическим советом в декабре 2011 года решение №13 предусматривает возможность проведения участниками ТС консультаций для выявления и оценки негативного эффекта от накладываемых третьей стороной ограничительных мер и, в случае необходимости, совместного реагирования на них в соответствии с национальным законодательством и с учетом имеющихся международных обязательств сторон.
Вопрос: Как повлияло на взаимодействие Украины и Молдавии с другими участниками СНГ заключение странами соглашений об ассоциации с ЕС?
Ответ: Вопросу о заключении Молдавией и Украиной соглашений об ассоциации с ЕС (СА) на Западе изначально придавалась излишняя политическая окраска. Вместе с тем основные моменты, которые нас волновали и продолжают волновать, лежат в экономической плоскости. И мы призывали партнеров просчитать именно экономические последствия подписания СА.
Нашими экспертами детально проработан круг потенциальных рисков для экономики России и ее партнеров по ТС и зоне свободной торговли в СНГ от применения СА Украины и Молдавии с ЕС. Они связаны прежде всего с действием следующих факторов: ростом стимулов к нелегальному реэкспорту европейской продукции с территории этих стран в страны ТС; вытеснением части продукции, произведенной на Украине и в Молдавии, на российский рынок в связи с переходом этих стран на европейские технические стандарты, а также в связи с ростом конкуренции со стороны европейской продукции; усложнением условий доступа российской экспортной продукции на рынки этих государств в связи с их переходом на европейские технические стандарты, а также в связи с ростом конкуренции со стороны европейской продукции.
Как известно, введение в действие торгово-экономической части СА Украины с ЕС было отложено до конца 2015 года. Данное решение отражает реальные интересы всех сторон, так как для Киева торговые отношения с государствами-членами ТС (прежде всего с Россией) как минимум так же важны, как и с ЕС. В отношении Молдавии временное применение отдельных положений СА началось с 1 сентября 2014 года. Как вы знаете, мы были вынуждены принять соответствующие ответные меры и, в случае необходимости, будем соответствующим образом реагировать и в будущем, так как риски для экономики России и наших партнеров вполне реальны. Как я уже сказал, механизмы для этого существуют.
Вопрос: Насколько верны оценки, что Москва пытается мешать Молдавии, Грузии и Украине в вопросе ассоциации с ЕС?
Ответ: О том, что мы якобы пытаемся мешать развитию отношений Украины, Молдавии и Грузии с Евросоюзом, говорят уже давно, но мы никогда никому не пытались мешать развивать отношения с кем бы то ни было, но при условии, что будут поняты наши озабоченности. Ведь заключение этими странами, прежде всего Украиной и Молдавией, соглашения об ассоциации, о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли противоречит обязательствам этих стран в рамках ЗСТ СНГ. Нам тогда говорили: это вас не касается, соглашения двусторонние, мы с вами их обсуждать не будем.
У нас озабоченности не надуманные, мы их неоднократно излагали. Мы представили список своих озабоченностей Евросоюзу, ответов на них так пока и не получили.
Недавно по инициативе делегации ЕС в Москве состоялась встреча послов ЕС с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым. Мы считаем, что нам надо собраться еще на один раунд высокого уровня, на уровне министров, чтобы дать старт экспертной деятельности по проработке тех озабоченностей, которые мы высказывали и Брюсселю, и Киеву.
Вопрос: Киев неоднократно заявлял о возможности выхода Украины из СНГ, предпринимаются ли руководством страны какие-то действия для реализации этого намерения?
Ответ: Действительно, на волне революционных страстей в Киеве в начале года некоторые радикально настроенные украинские политики делали заявления и даже предлагали для рассмотрения в Верховной раде законопроекты о выходе Украины из СНГ.
После состоявшихся недавно парламентских выборов подобные призывы зазвучали вновь. Тем не менее на сегодняшний день со стороны Киева пока нет каких-либо официальных действий, направленных на запуск процедуры выхода из СНГ. Украина продолжает участвовать в ряде многосторонних экспертных механизмов взаимодействия в рамках СНГ, в работе высших уставных и отраслевых органов Содружества.
Исходим из того, что выходить из состава СНГ или нет — это выбор Украины. Однако, учитывая тяжелое социально-экономическое положение, в котором сегодня находится эта страна, отказ Киева от накопленного в рамках Содружества позитива ударит прежде всего по самой Украине и ее гражданам. Нетрудно предсказать, какие негативные последствия может иметь для них пересмотр участия Киева в многосторонних договорах в области пенсионного обеспечения, охраны здоровья. Что станет с гарантиями и правами выезжающих на работу в Россию и другие страны-участницы СНГ миллионов украинских граждан, которые регулируются договорно-правовой базой Содружества? На сегодняшний день это около 450 соглашений, в половине из которых участвует Украина.
Остается только надеяться, что такой важный для страны шаг не будет сделан под влиянием сиюминутных конъюнктурных интересов или продиктован извне чужой политической волей.
Вопрос: Есть ли предпосылки к возвращению Грузии в СНГ?
Ответ: На сегодняшний день Тбилиси участвует в деятельности некоторых отраслевых советов СНГ, в частности Совета по железнодорожному транспорту. В отношении Грузии продолжают действовать более 30 международных договоров, заключенных в рамках Содружества.
На наш взгляд, серьезных объективных причин для выхода Грузии из Содружества не было. Тем не менее в Тбилиси было принято решение о прекращении членства в организации самостоятельно, без нажима или давления по крайней мере со стороны членов СНГ. В этой связи и инициатива о возможном "возвращении" в СНГ должна исходить от самой Грузии. Как вы знаете, эта тема уже поднималась, последний раз — в 2013 году Президентом Белоруссии А.Г.Лукашенко, и тогда реакция Тбилиси была отрицательной.
Россия открыта для любых конструктивных шагов в направлении нормализации отношений с Грузией. Важно не растерять гуманитарные, человеческие, просто родственные связи с народом этой страны. Грузинские представители приезжают на проводимые в рамках Содружества мероприятия культурно-гуманитарного характера, а также по линии молодежных и общественных организаций. Мы это только приветствуем.
Вопрос: ЕАЭС в 2015 году пополнится новыми членами: сообщается о соответствующих намерениях Киргизии, Армения с 1 января должна стать полноправным участником союза. Какие есть планы по усилению позиций объединения и его влияния на мировую экономическую политику?
Ответ: Планов можно строить сколько угодно, однако в реальности влияние на мировую экономическую политику оказывают по-настоящему крупные экономики и экономические объединения, причем это происходит естественным образом.
С началом функционирования ЕАЭС будет создан крупнейший общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в 175 миллионов потребителей, который должен стать новым мощным центром экономического развития.
Подтверждением эффективности экономического взаимодействия в рамках евразийских интеграционных структур является стремление новых партнеров подключиться к нашему формату, прежде всего Армении и Киргизии. Договор о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС подписан 10 октября 2014 года в Минске, аналогичный договор с Киргизской Республикой заключен 23 декабря 2014 года в Москве.
Процесс расширения нашего объединения нам видится вполне логичным, хотя он и не является самоцелью. Безусловно, от вступления новых членов, расширения общего рынка выиграют все участники создаваемого союза. Мы всегда были открыты для наших партнеров, заинтересованных в более глубоком сотрудничестве. Если государство готово в полном объеме принять на себя обязательства, вытекающие из договорно-правовой базы объединения, и работать в одной связке с членами ЕАЭС, мы готовы предложить ему все преимущества работы на нашем рынке.
Успешность нашего интеграционного проекта пробудила интерес не только у наших ближайших соседей. Единой делегацией (государства-участники ТС и ЕЭК) ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом. Создана профильная совместная исследовательская группа с Израилем, принято решение о создании аналогичных исследовательских групп с Индией и Египтом. Около 40 стран и интеграционных группировок официально изъявили желание создать ЗСТ с нашим интеграционным объединением.
Вопрос: Будем ли мы предпринимать что-либо для инициирования начала диалога с Брюсселем о создании зоны свободной торговли ЕС-ЕАЭС или об иных формах взаимодействия? Насколько вероятно обращение к этой теме в 2015 году?
Ответ: Принципиально важный аспект - при создании новых интеграционных объединений мы опираемся на международный опыт, не противопоставляем себя другим странам и интеграционным объединениям. Стремимся к гармоничному функционированию Таможенного союза и Единого экономического пространства с учетом норм и практики Всемирной торговой организации.
Важнейшей задачей при этом нам видится создание прочного экономического фундамента будущего объединения, на котором может в дальнейшем выстраиваться вся остальная структура.
Россия готова к формированию единого экономического и гуманитарного пространства с Европейским союзом. Одним из шагов на пути к достижению этой цели могли бы стать переговоры о создании зоны свободной торговли ЕС-ЕАЭС. Эта мысль была озвучена президентом России еще в январе этого года на саммите Россия-ЕС. На наш взгляд, для налаживания диалога между двумя интеграционными форматами есть все необходимые условия, в том числе высокая степень взаимодополняемости экономик и приверженность единым правилам торговли на основе норм ВТО.
Обеспечить нашему континенту достойное место в новой международной системе можно только через объединение потенциалов всех его стран, что придало бы мощный импульс их развитию. О начале формальных переговоров ЕС-ЕАЭС речи пока не идет, однако мы видим, что в Евросоюзе постепенно растет понимание необходимости налаживания такого взаимодействия в будущем.
Об этом, в частности, говорил Министр иностранных дел ФРГ, находившийся с визитом в Москве в ноябре 2014 года.
Насколько вероятно обращение к этой теме в 2015 году — вопрос прежде всего к нашим европейским партнерам. Со своей стороны мы готовы к такому диалогу. Как представляется, для начала целесообразно было бы установить рабочие контакты на уровне экспертов Евразийской экономической комиссии и Европейской комиссии по текущим торгово-экономическим вопросам, относящимся к наднациональной компетенции. В начале декабря 2014 года по инициативе представительства ЕС в России в Москве состоялась встреча представителей ЕЭК с делегацией ЕС, в ходе которой нашими есовскими партнерами была обозначена заинтересованность в поиске формата и средств взаимодействия на нынешнем этапе. Считаем это позитивным сигналом в данном направлении.
Вопрос: Попавшие под российские ограничения продовольственные товары из Евросоюза собирались заменить в том числе экспортом из стран Латинской Америки, Северной Африки и Азии. Увеличился ли объем торгово-экономического взаимодействия на этих направлениях, о каких цифрах речь может пойти в будущем году?
Ответ: Действительно, производители сельскохозяйственной продукции из этих регионов проявляют заинтересованность в наращивании поставок на емкий и перспективный российский рынок. Увеличить экспорт продовольствия в нашу страну также готовы партнеры по Таможенному союзу и СНГ. Подобные намерения мы только приветствуем и рассчитываем, что уже в скором времени эти товары заполнят освободившиеся продуктовые ниши.
Сегодня ведется активная работа по заключению новых контрактов на продажу в России мясной, молочной и рыбной продукции, овощей и фруктов. Прорабатываются наиболее оптимальные логистические схемы товарных поставок. Со многими партнерами уже достигнуты принципиальные договоренности о расширении продуктового экспорта в Россию и сейчас обсуждаются технические детали.
Вопрос: Как российская внешнеэкономическая деятельность может быть диверсифицирована в новом году?
Ответ: Задача диверсификации внешнеэкономической деятельности всегда была важна для нас. Однако сейчас, в условиях осложнения геополитической обстановки и ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, для обеспечения поступательного роста своей экономики России следует делать это интенсивнее. Нужно смелее разворачиваться в сторону делового сотрудничества с динамично развивающимися странами, расширять географию нашего экспорта, повышать долю несырьевых и высокотехнологичных товаров, активнее использовать потенциал растущих рынков Латинской Америки и Африки. Не стоит забывать и о тех возможностях, которые предоставляет нам БРИКС.
В нынешних условиях приоритетное значение для России, конечно, приобретает азиатский вектор торгово-экономического сотрудничества. Что совсем не удивительно, ведь на долю АТР приходится более 40% населения планеты, 56% мирового ВВП и 45% международной торговли — цифры впечатляющие. Торговля России со странами АТР на данном этапе составляет около четверти всего российского товарооборота, а в перспективе мы рассчитываем увеличить эту долю до 40%.
Вместе с тем хотелось бы также отметить, что вопреки складывающемуся мнению о том, что России приходится переориентироваться на восток из-за введенных ЕС и США санкции, это не так. Углубление сотрудничества с государствами АТР, в том числе в интересах ускоренного развития восточных регионов нашей страны, — давний приоритет многовекторной внешней политики России. Если за что и поблагодарить авторов санкционных ограничений, так это за то, что они придали дополнительный импульс для более активного наращивания отношений с партнерами на Востоке. Но мы хотим делать это не вместо, а параллельно с продвижением взаимодействия с Западом.
Вопрос: В Правительстве России заявляли, что в ближайшее время будут разрешены все технические вопросы, связанные с бартерной сделкой Ирана с Россией. Когда можно ожидать реализации этой договоренности?
Ответ: Целью подписанного в августе российско-иранского межправительственного меморандума является создание дополнительных условий для раскрытия имеющегося потенциала двустороннего торгово-экономического сотрудничества, что должно найти свое выражение в увеличении объемов товарооборота за счет наращивания поставок в Иран российских товаров и услуг в области металлургической и горнорудной промышленности, автомобиле-, машино- и судостроения, электроэнергетики, нефтехимии, инфраструктуры, транспорта, аграрно-промышленного комплекса, фармацевтики.
Сейчас мы наблюдаем растущую активность российских и иранских хозяйствующих субъектов. Так, в сентябре в работе российско-иранской межправкомиссии и делового форума приняли участие более 500 представителей деловых кругов с обеих сторон. Уверен, результаты не заставят себя долго ждать.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 127
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста: