Представитель Госдепартамента США Дженнифер Псаки 2 декабря пригрозила России очередными санкциями. На сей раз не в связи с ситуацией на Украине, а из-за предполагаемого соглашения между Россией и Ираном «нефть в обмен на товары».
Вопрос поставок российского зерна и промышленной продукции в обмен на иранскую нефть обсуждался 30 ноября во время визита министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева в Тегеран. Сообщения о том, что такое соглашение может быть подписано, появлялись в СМИ еще в начале 2014 года, но сейчас сделка начала приобретать реальные очертания. Подробности соглашения неизвестны, но иранские чиновники, с которым удалось пообщаться Reuters, оценили ее в 20 млрд. долл. По их словам, Иран может поставлять России около 500 тыс. баррелей нефти в сутки в течение двух-трех лет по цене немного ниже рыночной, а взамен получать различные товары не военного назначения.
Вашингтон в потенциальном контракте возмущает то, что он, якобы, нарушает санкции, в одностороннем порядке наложенные Штатами на Иран из-за его ядерной программы. В 2012 году США, а затем и Евросоюз, ввели против республики санкции, которые существенно ограничивали экспорт иранской нефти. Даже после некоторого ослабления ограничений, экспорт не должен превышать 1 млн. барр. в сутки. В ноябре 2013 года в Женеве «шестерка» международных посредников, в которую входит и Россия, договорилась с Ираном подготовить соглашение, которое гарантирует исключительно мирный характер ядерной программы Тегерана в обмен на полное снятие санкций.
«Мы знаем о переговорах между Россией и Ираном, которые касаются различных областей экономического сотрудничества. Если будут подозрения, что договоренности являются санкционными, мы будем действовать. Но пока мы не можем делать это абстрактно», - посетовала Джен Псаки на брифинге.
Новое направление санкций не значит, что Запад начал забывать об Украине. Вступивший на пост президента Европейского совета Дональд Туск первым делом сообщил, что уже провел телефонные переговоры с Бараком Обамой по украинскому кризису. Они сошлись на том, что «санкции против России не могут быть ослаблены, пока Россия не выполнит свои обязательства по Минским соглашениям», и «подтвердили общее осуждение со стороны США и ЕС оккупацией и аннексией Крыма Россией». «Лидеры сочли, что могут понадобиться дополнительные действия в ответ на дестабилизирующие действия России на востоке Украины и в Крыму», - говорится в сообщении Белого дома.
Желание Запада еще больше усилить давление на Россию по всем направлениям очевидно, вопрос только в том, есть ли для этого ресурсы?
- С курсом Евросоюза все окончательно прояснилось на саммите G20 в Австралии, где Ангела Меркель повела себя определенным образом, - говорит руководитель Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. - После этого последние иллюзии о том, что у России есть адвокат в Европе в лице Германии, улетучились. Поэтому от заявлений и личности Туска, несмотря на занимаемый им пост, мало что зависит. Он только ретранслирует те импульсы, которые идут от Вашингтона и части проамерикански настроенной европейской элиты. Никаких надежд на отмену санкций до 31 июля, когда исполнится год со дня введения третьего пакета, нет.
Что касается условий для их отмены, Запад делает разные намеки. Но если в случае с Новороссией Россия может идти на какие-то уступки, то отыграть назад ситуацию с Крымом никакой возможности нет.
«СП»: - О каких новых санкциях говорят Псаки и Туск?
- У меня большие сомнения в том, что у США и Европы есть в запасе серьезные санкции в отношении России. Основной пакет, который сильно бьет по российской экономике, был введен 31 июля. Тогда произошел коренной перелом – Россию отрезали от мирового рынка капитала на Западе и частично на Востоке, от рынка технологий в сфере добычи природных ресурсов. Не думаю, что после этого у Запада есть ресурсы для дальнейших болезненных мер. Лимит серьезных рычагов влияния на Россию был исчерпан 31 июля.
Заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин считает, что несмотря на грозные заявления Запада, возвращение Крыма вскоре может исчезнуть из списка условий для отмены санкций.
- Соглашение с Тегераном очень выгодно и России, и Ирану, несмотря на определенные объективные сложности, связанные с бартером. Выгодно, прежде всего, потому, что позволяет полностью исключить американскую финансовую систему из взаиморасчетов. Слухи об этом соглашении ходили еще несколько месяцев назад, и то, что они всплывают снова, - демонстрация того, что в этом направлении ведется работа.
«СП»: - Действительно ли сделка с Ираном может стать поводом для новых санкций?
- Я был немало удивлен заявлением госпожи Псаки. Украина Украиной, но то, что наши отношения с Ираном могут спровоцировать новый виток санкционной войны – инновация Госдепа.
С другой стороны, эта риторика связана не столько с Ираном, сколько с тем, что Россия на европейском направлении перешла в наступление. Это видно и по «Южному потоку», и по давлению на Францию сразу по нескольким вопросам. США понимают, что стратегия нашей страны в ближайшие месяцы, то есть до марта, когда были введены первые санкции, будет строиться на том, чтобы одну за другой «выключить» страны Европейского Союза из сферы влияния Брюсселя и Вашингтона. И сейчас Госдеп пытается предупредить Россию о возможных контрмерах.
Запад не очень хорошо понимает, какие еще санкции он может ввести и как давить на Россию так, чтобы полностью не обрушить не только российскую, но и европейскую экономику. К текущей конструкции жертв, которые были понесены обеими сторонами, добавить уже нечего. Для того чтобы вводить новые санкции, надо выходить на новый уровень убытков, а это чревато сменой политических элит в ряде европейских стран, которые ориентированы на Россию.
«СП»: - Западные политики продолжают называть условия для отмены санкций. Сейчас Туск с Обамой говорят о соблюдении Минских соглашений, но вспоминают и о Крыме…
- Во-первых, Минские договоренности достаточно размыты для того, чтобы соблюдать их в полной мере. Во-вторых, Россия вообще не является участником конфликта на Украине, и то, что нам постоянно навязывают эту роль, называют гражданскую войну «украино-российской» - это одно из пагубных последствий информационной войны. Москва в одиночку, как и Вашингтон, и Брюссель, не может разрешить ситуацию на Украине. Это надо четко понимать. Для того чтобы в ситуацию был внесен перелом, представители народных республик и Киева должны прекратить огонь и начать переговоры по стабилизации обстановки. Пока этого не произойдет, Россия ничего сделать не может. При всем влиянии на Донбасс, оно не стопроцентное.
Что касается Крыма, в кулуарах полушепотом дипломаты говорят о том, что Запад в принципе готов смириться с ситуацией вокруг полуострова. Об этом сказал и Михаил Горбачев. Это довольно рискованный прогноз, но я готов его озвучить: Россия сейчас играет жестко, продолжает расшатывать политическую обстановку в Евросоюзе и Вашингтоне, чтобы в марте 2015 года, когда могут быть пересмотрены антироссийские санкции, в принципе вывести Крым из их рассмотрения. Грубо говоря, политические и экономические потери Европы к тому моменту будут настолько высоки, что принятие политического решения по Крыму станет для нее необходимым, но наименьшим злом.
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников объясняет, что Россия никогда не присоединялась к антииранским санкциям, поэтому не нарушает никакие обязательства и нормы международного права, заключая с Ираном торговое соглашение.
- Российская Федерация не присоединялась ни к каким санкциям против Ирана. Их приняли западные страны, прежде всего, американцы. Россия выстраивает собственную независимую политику в отношении Исламской республики Иран. Москва вольна предпринимать любые шаги, в том числе заключать соглашения о поставках иранской нефти в разных объемах. Россия и Иран здесь выступают, как равноправные партнеры, и этот договор взаимовыгоден. Иран таким образом выбрасывает на рынок свою нефть, потому что, находясь под санкциями, он не может выйти на мировой рынок. А Россия получает возможность реэкспорта и дополнительный доход.
США, к сожалению, действуют вразрез с международным правом и в одностороннем порядке накладывают санкции. Некоторые ограничения были наложены и Европейским союзом, но, как ожидают аналитики, они будут поэтапно сниматься. Тем более что ограничения бьют по европейским компаниям сильнее, чем по американским.
«СП»: - Может ли это произойти в нынешних условиях?
- Все ожидали, что 24 ноября будет заключено прорывное соглашение по ядерной программе Ирана. Но сделать это не удалось, и срок переговоров был расширен до 1 июля. Если бы соглашение было подписано, то санкции были бы сняты. Россия – полноправный участник переговоров, и наши официальные лица говорили, что даже если соглашение не заключат, процесс должен продолжаться. Что касается сделки по нефти, еще раз подчеркну, Россия не участвует в санкциях и принимает решения, исходя из собственных национальных интересов.
Кстати, и американский бизнес дожидался этого соглашения. Многие компании хотели бы выйти на обширный иранский рынок. Так что эти санкции бьют не только по Ирану, но и по интересам многих компаний в США. Но это политический метод давления Вашингтона на Иран, чтобы ядерная сделка была заключена. Хотя Тегеран и так пошел на значительные уступки.
Несмотря на все разногласия, в том числе между Россией и США из-за Украины, сейчас идет активный поиск точек сближения в вопросе иранской ядерной программы. Это видно по многочисленным встречам нашего министра иностранных дел Сергея Лаврова с госсекретарем США Джоном Керри. Да и президент Обама выступает за то, чтобы соглашение было заключено, и необходимость в жестких санкциях отпала. Дипломатический процесс продолжается.
«СП»: - Присоединится ли Европа к антироссийским санкциям из-за Ирана, если Вашингтон все же их введет?
- Для Европы антироссийские санкции тоже болезненны. Недавно бывший президент Франции Николя Саркози заявил, что санкции непродуктивны и нужно их снимать, так как они не решают проблему украинского кризиса. Европейцы, по крайней мере, пытаются демонстрировать свою собственную позицию.
«СП»: - Стоит ли идти на конфронтацию с Западом еще и по иранскому вопросу, учитывая ухудшение отношений из-за Украины?
- Мне кажется, что Россия в сложившейся ситуации и так идет на максимально возможные уступки Западу. И президент Путин в одном из выступлений косвенно об этом сказал, когда напомнил, что мы уступили по Ливии, другим вопросам, и что из этого вышло? Нужно правильно оценивать, где мы можем поступиться, а где должны проявлять принципиальную позицию. В любом случае, Россия должна отталкиваться от своих национальных интересов.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1629
Рейтинг поста:
Вот где собака зарыта. Исключение доллара из расчетов бесит пиндосов, так что тактика России верная.