Опрошенные РИА Новости эксперты не исключают, что в президентском послании российскому парламенту могут быть использованы элементы либеральной экономической программы, о которых в пятницу написал экс-министр финансов Алексей Кудрин. По их мнению, эти идеи актуальны, но не новы и требуют проработки.
Кудрин более десяти лет работал с Владимиром Путиным в качестве министра финансов, а затем возглавил общественную организацию, известную своей общественно-политической и социально-экономической аналитикой.
По данным СМИ, президентское послание ожидается 4 декабря. В пятницу Кудрин в статье для "Ведомостей" написал, что для восстановления доверия бизнеса к власти в России нужно сократить контрольные функции государства, сделать ряд процедур уведомительными, перенести акцент на экономическую ответственность за нарушения и существенно сократить возможности госслужащих давить на бизнес и прямо или косвенно вмешиваться в хозяйственную деятельность.
Либеральный разворот
По словам эксперта Института гуманитарно-политических исследований Владимира Слатинова, Кудрин пытается предложить либеральную альтернативу выхода из непростого положения, в котором оказалась страна, а основной адресат его идей — Кремль, тем более на фоне ряда сообщений о том, что в своем послании Путин может предложить либеральную экономическую программу. "Сообщения о том, что в послании могут быть вещи о дерегулировании экономики, и сегодняшняя статья Кудрина укладываются в некую общую попытку системных либералов предложить в нынешних непростых условиях некую концепцию либерального разворота", — сказал Слатинов.
Эксперт пояснил, что в нынешнем сложном положении необходимо возвращение к экономическому росту и опережающее развитие, а у властей такой программы нет. "Сегодня власть в реактивном режиме реагирует на те или иные проблемы, то есть целостного понимания, как выходить из экономической стагнации, у правительства нет", — добавил он.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в свою очередь отметил, что в преддверии послания многие активно обсуждают, какую коррекцию экономического курса выберет президент. "Но очень часто такие ожидания вокруг послания заканчивались ничем, послание оказывалось более консервативным, чем это казалось в рамках каких-то информационных кампаний", — считает эксперт.
Тема актуальна, но новаций нет
Ремизов согласен с мнением Кудрина, что западные санкции в отношении России продлятся долго и поэтому необходимо менять экономическую политику, но полагает, что рецепты экс-министра не содержат ничего нового. По мнению Ремизова, формула экономического развития в условиях жесткого внешнего давления не может призывать только к либерализации.
"Меры по дерегуляции, которые Кудрин рекомендует, не совсем точно сфокусированы. Проблема не в том, что государство осуществляет избыточное регулирование экономики, а в том, что оно часто в явочном делегирует функцию регулятора корпоративным субъектам, в том числе крупным государственным корпорациям, которые монополизируют определенные сектора. Здесь меры по демонополизации были бы важны, но таких мер в этой статье нет", — сказал Ремизов.
Директор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также не увидел новых предложений в статье экс-министра финансов. По мнению политолога, она преследует другие цели. "Он прекрасно понимает, что сейчас аппаратная борьба возрастает и из-за политики санкций под ударом оказывается не только экономическая политика правительства, но и фигуры, которые в этом правительстве сидят. Поэтому на самом деле, Кудрин пытается перевести в режим наступления финансово-макроэкономический блок, где сидят его последователи и ученики", — сказал Симонов.
Вместо одного не создать другое
Вице-президент международного движения по противодействию коррупции Transparency International Елена Панфилова поддерживает предложения Кудрина по дерегулированию и сокращению функций государства, но подчеркивает, что сокращая одни функции, нужно внимательно следить, чтобы на их месте не появились другие.
По ее словам, надо обратить внимание на более широкий перечень функций муниципальных, региональных и федеральных властей, которые в рамках закона или "сами придумывая что-то на коленке", пытаются влиять на бизнес и собирать с него деньги — иногда законными, иногда полузаконными, иногда совершенно противозаконными способами.
"Дело в том, что свято место пусто не бывает, и как только мы занимаемся дерегулированием, тут же люди придумывают что-нибудь новенькое. Соответственно, осуществляя сокращение функций государства — когда оно проникает туда, куда оно не обязательно должно проникать в принципе — мы должны параллельно внимательно следить за тем, чтобы на месте этих старых функций не выросли еще более страшные новые", — подчеркивает Панфилова.
Как считает вице-президент TI, предложенные Кудриным меры необходимы в сегодняшней сложной экономической ситуации, в противном случае ситуация останется такой же непростой.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 683
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 15
Рейтинг поста:
К посланию Путина-Михаил Хазин
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 104
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 810
Рейтинг поста:
Государство, на то оно и есть Государство, что бы не отходить ни на шаг...ОТОВСЮДУ....Почему, эти аналитики, ни как, не придумают как назвать "формат" развития страны, кроме всяких.... измов. А вещают от отстранения страны,от всего и вся...Им что люди не нужны, а нужна только территория....Для кого???
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 83
Рейтинг поста:
Не работает это у нас. Лично знаю по системе работы СРО в строительстве: компании не проверяются по факту ни разу за 3-4 года (а это большой срок), все только на уровне документов. Есть ли там техника, ресурсы в реале и пр., СРО не интересует: главное, наличие документов и регулярные взносы. Но простите, строительная "лицензия" - это не канцтоварами торговать. В результате, как это слабо работало в условиях лицензирования государством (проверки тоже не регулярные), также работает в условиях рыночных отношений со СРО.
Конечно, если действовать в этой логике, тогда государство вообще должно уйти отовсюду, раз оно не справляется. Но может, все же поработать над улучшением контрольной функции, чем над ее полной ликвидацией?