Раздражитель стратегического назначения
Полеты российской Дальней авиации нервируют Соединенные Штаты
Госдепартамент США считает, что обстановка «не оправдывает» многочисленные полеты российских стратегических бомбардировщиков, регулярно патрулирующих отдаленные районы планеты. Однако в реальности налет наших летчиков до сих пор ниже, чем американских – тем более что на этом фоне активностью стратегической авиации США озаботился Китай.
Госдепартамент США отреагировал на заявление главы Минобороны России Сергея Шойгу о том, что самолеты Дальней авиации России и дальше будут выполнять полеты вдоль границ страны и над акваторией Северного Ледовитого океана, и, кроме того, Россия намерена обеспечивать присутствие в западной части Атлантического и в восточной части Тихого океанов.
«Выполнение экипажами полетов над акваториями Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океана считается естественным для боевой подготовки летчиков Дальней авиации»
Представитель американского внешнеполитического ведомства Джен Псаки заявила, что у России, по ее мнению, нет необходимости увеличивать масштабы учебно-тренировочных полетов.
Она отметила, что власти США понимают необходимость проведения учебно-тренировочной работы в вооруженных силах. Тем не менее, заявила она, «мы не видим, чтобы обстановка в области безопасности оправдывала такую деятельность», передает ТАСС.
Одновременно представитель Пентагона Джеффри Пул сообщил, что Китай поставил перед США вопрос об ограничении полетов американской военной авиации в международном пространстве.
США постоянно выступают против предложений Пекина ограничить «проведение США операций на море или в воздухе» в международном пространстве. По словам Джеффри Пула, «это ставит под угрозу имеющиеся у США альянсы» с другими государствами, передает RT.
Напомним, тема патрулирования границ военной авиацией поднимается в последний месяц регулярно, в основном в связи с жалобами правительств западных государств на российские военные самолеты. 3 ноября главнокомандующий силами НАТО в Европе американский генерал Филип Бридлав заявил о росте активности российских ВВС, подчеркнув, что российская авиация якобы использует более сложный боевой строй и большее число машин, а также залетает несколько дальше, чем обычно.
А между собой в НАТО, если верить источникам газеты Die Welt, говорили, что «русские проверяют наши воздушные границы весь этот год». Представитель НАТО заявил «Голосу Америки», что «интенсивность этих провокационных полетов выше, чем на пике холодной войны».
В то же время канцлер ФРГ Ангела Меркель говорила, что не видит проблемы в учебных полетах российских самолетов. «Я не испытываю острого беспокойства по этому поводу и не думаю, что речь идет о каком-то серьезном случае нарушения воздушного пространства», – заявляла Меркель.
«То, что наши самолеты летают в международном пространстве, не нарушая ничьих границ, – это наше дело, – сказал газете ВЗГЛЯД бывший замминистра иностранных дел Сергей Орджоникидзе. – Американцы, между прочим, летают значительно больше наших. И мы как-то не говорим, что это что-то из ряда вон выходящее. В конце концов, право каждого государства осуществлять какую-то военную деятельность на собственной территории и в международных открытых водах и пространстве соответствует международному праву.
Они недовольны политической составляющей: раз русские летают, значит, у них армия сильная, воздушный флот сильный. Вот пошли наши корабли к берегам Австралии. Начался сильный шум: а почему там ваши корабли? Да там американских кораблей намного больше!»
«Выполнение экипажами полетов над акваториями Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океана считается естественной для боевой подготовки летчиков Дальней авиации работой, – сообщил газете ВЗГЛЯД бывший командующий Дальней авиацией и бывший главком ВВС Петр Дейнекин. – По своей продолжительности и дальности они полностью соответствуют аналогичным действиям стратегических бомбардировщиков США».
Возобновить постоянное боевое дежурство самолетов Дальней авиации Россия решила еще в 2007 году. В это время в стране шла серьезная проверка боевых возможностей стратегической ядерной триады. Предтечей этого стал 2004 год, когда два стратегических атомных крейсера 667-го проекта типа «Дельфин» на глазах у президента не смогли произвести пуск баллистических ракет морского базирования. Аналогичной проверке подверглись и экипажи бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС. К счастью, резерв Верховного главнокомандующего, как еще называют Дальнюю авиацию, оказался боеготов.
Тем не менее, как и в случае с «Дельфинами», было приято решение начать модернизацию стратегических ракетоносцев. По планам каждый из 66 тяжелых бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95 получит новые системы управления, навигации и прицельные комплексы. Это позволит машинам применять не только новые стратегические крылатые ракеты большой дальности Х-555, но и любые другие высокоточные бомбовые и ракетные комплексы. А это, в свою очередь, даст возможность привлекать бомбардировщики для решения не только задач ядерного сдерживания, но и нанесения ракетно-бомбовых ударов обычными средствами.
Появление в составе вооружения Ту-160 нестратегической ракеты серьезно повысило боевой потенциал бомбардировщика. По некоторым данным, дальность полета Х-555 составляет около 3,5 тысяч километров. В полете ракета не только меняет высоту, но может лететь и над поверхностью Земли, огибая рельеф. Она неуязвима не только для уже стоящих на боевом дежурстве зенитно-ракетных комплексов, но и для еще только создающейся американской системы НПРО. На цель ракету направляет головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. Точность попадания плюс-минус несколько сантиметров. «Белый лебедь» может доставить такую ракету практически в любую точку мира. Взлетев с аэродрома Энгельс под Саратовом, наши «стратеги» легко долетают до побережья США, Великобритании, могут внезапно оказаться в Индийском океане или у берегов Австралии.
По словам командующего Дальней авиацией Анатолия Жихарева, с момента возобновления воздушного патрулирования в августе 2007 года наши самолеты выполнили около нескольких сотен вылетов в отдаленные регионы мира в «условиях тактического противодействия авиации сопредельных государств». Для сравнения, в период наибольшей активности нашей стратегической авиации в советское время (1985–1987 годы) таких полетов было 170.
В ходе патрулирования пилоты учатся не только ориентироваться в незнакомом воздушном пространстве, дозаправляться в воздухе, но и ведут радиоэлектронную разведку, а также отрабатывают применение оружия (самолеты летают без ракет, но цели фиксируются радарами, их координаты вводятся в бортовой компьютер). Налет пилотов вырос с 40 до 140 часов в год. Это практически сопоставимо с налетом американцев – 180 часов.
Под подобные полеты специально созданы так называемые аэродромы подскока – промежуточные базы, где экипаж может отдохнуть, технические службы пополнят запас топлива, проведут техническое обслуживание машин. Сегодня таких аэродромов несколько: под Воркутой, Владивостоком, белорусскими Барановичами, на авиабазе Кант в Киргизии. Была опробована возможность базирования Ту-160 в Венесуэле.
«Лететь до США десять часов, но даже с двумя дозаправками в воздухе машина может всего полтора часа находиться в непосредственной близости от побережья Америки, – говорит Петр Дейнекин. – Появление у нас мест базирования в Латинской Америке позволяет нашим самолетам находиться в непосредственной близости от США неограниченное время. И американцам это, конечно, очень не нравится».
России тоже может не нравиться то, что американские стратегические бомбардировщики B-52 находятся в постоянной готовности к боевому применению. По словам генерала Дейнекина, недавно американцы перебросили шесть B-52 на авиабазу Андерсен на острове Гуам. Это одна из четырех позиций стратегических бомбардировщиков ВВС США. Местоположение базы обеспечивает прямую поддержку экипажам бомбардировщиков для развертывания сил в Европе, Юго-Западной Азии и в Тихоокеанском регионе. Андерсен считается одной из двух важнейших военных баз США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Еще одна – остров Диего-Гарсия в Индийском океане.
«С военной точки зрения американцы прекрасно знают, в каких точках наши бомбардировщики выходят на боевое патрулирование, – говорит генерал Дейнекин. – Голову не успеваешь повернуть, как их самолеты занимают позиции по бокам от нас. Ведут, передают друг другу по цепочке. Так что чего-то экстраординарного в словах Шойгу нет», – уверен генерал. Другое дело, что на фоне обострения российско-американских отношений это преподносится как нечто выходящее за рамки. Тем более что все последние годы американцы считали, что Россия потеряла возможность выполнения столь дальних и сложных перелетов. Как показало время, это мнение было ошибочным. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|