Иордания предлагает свои войска для наземной операции против «Исламского государства»
Вчера первый воздушный удар по позициям джихадистов в Ираке нанесли французские истребители. Без особого риска ошибиться можно предположить, что со дня на день к бомбежкам подключится и британская военная авиация, а за ней и ВВС ряда других стран, изъявивших желание присоединиться к возглавляемой Вашингтоном коалиции против «Исламского государства».
И все же эффективность воздушных ударов оставляет желать лучшего. Никто не спорит, налеты американской авиации на севере позволили курдам и иракским войскам приостановить наступление отрядов ИГ, но, во-первых, эффективность ракетно-бомбовых ударов снижается из размеров территории, контролируемой Халифатом Абу Бакра аль-Багдади (лидер непризнанного Исламского государства — прим. Интерполит.ру). Во-вторых, его боевики уже научились прятаться от ракет и бомб.
Очевидно, это прекрасно понимают и в Белом доме, где уже не раз заявляли, что борьба с «Исламским государством» будет долгой и что заканчивать ее придется не Бараку Обаме, а тому, кто его сменит через два года.
Не удивительно, что все больше военных специалистов и политиков говорят о невозможности разгрома ИГ без наземной операции. Конечно, отрядам джихадистов противостоят правительственные войска Ирака и Сирии, пешмерга и умеренная сирийская оппозиция, но этих сил, как показали события этого лета, явно недостаточно.
Главный кадровый военный в Америке, начальник Объединенного комитета штабов Мартин Демпси, на этой неделе заявил, что без наземной операции не обойтись.
Едва ли не на следующий день своего главного генерала одернул президент Обама, заявивший, что об участии американских войск в наземной операции на территории Ирака не может быть и речи. Говорит он это далеко не первый раз. Понять Обаму можно. Он шел на первые выборы в роли этакого голубя мира. Барак Обама вывел американские войска из Ирака, намерен сделать то же с американскими солдатами в Афганистане, получил, причем, авансом Нобелевскую премию мира и явно не хочет начинать новую войну в Ираке. И все же можно предположить, что со временем, когда общественное мнение в США созреет для очередной иракской кампании, он спокойно отдаст приказ о проведении наземной операции против ИГ.
Пока же Белый дом не прочь ограничиться бомбежками и переложить тяжесть борьбы с исламистами на земле на союзников. Тем более, что желающие повоевать с джихадистами на земле есть. Взять к примеру Иорданию, король которой – Абдалла II предложил во время двусторонних встреч с Бараком Обамой и премьером Дэвидом Кэмероном, прошедших на саммите НАТО в Уэльсе в начале сентября, свои войска для борьбы с джихадистами на земле.
Здесь уместно напомнить, что Багдади уже обещал вторгнуться в Иорданию и обезглавить короля Абдаллу. Амман мобилизовал свои вооруженные силы вдоль границы с Ираком еще в июне, когда иракские правительственные войска бежали под натиском ИГ.
Следует иметь в виду, что иорданские войска прошли подготовку у западных инструкторов. Хотя, с другой стороны, это мало о чем говорит. Такую же подготовку прошли и иракские войска, которые были в считанные дни разгромлены отрядами Багдади этим летом. Не выдержала испытания боями с бойцами в черном и курдская пешмерга, о силе и боеспособности которой до появления ИГ так много говорили.
Источники в Аммане утверждают, что иорданский король сильно разочарован тем, как медленно создается коалиция против ИГ, и особенно нежеланием западных стран участвовать в наземной операции против джихадистов.
Эти же источники утверждают, что, если участники коалиции будут продолжать и дальше действовать так же медленно и осторожно, то Иордания готова взять дело борьбы с ИГ в свои руки.
Абдалла II, кстати, профессиональный военный, который учился в военной академии в британском Сэндхерсте, готов воевать не только с радикальными исламистами, но и с Дамаском, если тот введет войска в приграничные с Иорданией районы.
Открытие очередного фронта в Сирии вполне возможно, потому что в северных районах Иордании уже давно активно действуют базы сирийских оппозиционеров, совершающих вылазки на территорию Сирии и затем отсиживающиеся в Хашимитском королевстве.
Похоже, что единственное, что удерживает Абдаллу от вмешательства в гражданскую войну в Сирии, это страх перед наплывом сирийских беженцев. Сейчас их в Иордании порядка 600 тыс. В случае же начала активных боевых действий на юге Сирии их число очень быстро превысит миллион человек.
Джон Керри подтвердил, что ряд участников коалиции готовы выделить воинские контингенты для участия в наземных операциях. Однако, не назвал их. Известно, что Австралия уже пообещала выделить 600 солдат и офицеров для борьбы с «Исламским государством», которое австралийский премьер-министр Тони Эббот назвал «смертельным культом».