Полуприднестровский вариант
Непризнанные республики скептически отнеслись к законопроекту «Об особом статусе Донецкой и Луганской областей»
«Этот закон написан для Украины, но не для Новороссии». Такими словами представители ДНР и ЛНР отреагировали на внесенный Порошенко в Верховную раду законопроект об особом статусе отдельных регионов Донбасса. Документ, в частности, предусматривает особый порядок самоуправления в этих регионах, проведение местных выборов 9 ноября и амнистию участникам противостояния.
Петр Порошенко в понедельник вечером внес наконец в Верховную раду законопроект «об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей», который призван стать важным шагом в мирном процессе в Донбассе.
«Большинство выступает за присоединение к России, часть согласна остаться на Украине на условиях конфедерации, а еще одна часть согласна на «приднестровский» вариант»
Законопроект, который упоминался как одно из условий в минских соглашениях, подписанных 5 сентября, содержит положения по следующим пунктам:
- амнистия участникам боев;
- выборы местных органов власти, намеченные уже на 9 ноября;
- по сути автономный статус этих будущих органов власти, в том числе и особое экономическое сотрудничество с Россией;
- право местных властей создавать свои силовые структуры;
- ограниченные гарантии для свободного использования русского языка.
Правда, действовать закон будет не на всей территории Донецкой и Луганской областей, а лишь на той, где объявлена так называемая АТО.
Напомним, еще совсем недавно власти в Киеве не только отказывались вести переговоры со сторонниками ДНР и ЛНР, но и вообще избегали термина «федерализация» в своей риторике. Теперь же Порошенко обещает ополченцам по сути широкую автономию и мощную поддержку из бюджета Украины. При этом местные власти, как следует из документа, могут в рамках «приграничного сотрудничества» поддерживать хозяйственные связи с Россией. Термин «федерализация», однако, в законопроекте все равно отсутствует.
Русский язык не признается государственным, Киев лишь гарантирует право его использования «в общественной и частной жизни». Об использовании русского языка в судопроизводстве и официальных документах, в рекламе – что сейчас на Украине запрещено – речи не идет. Что касается силовых структур, то закон по сути разрешает местным властям самим формировать «отряды народной милиции», а также органы прокуратуры и суды.
В обнародованном изданием «Украинская правда» законопроекте предлагается также освободить от уголовной ответственности лиц, совершивших уголовные преступления после 22 февраля в Донецкой и Луганской областях. Согласно законопроекту, от ответственности освобождаются «участники вооруженных формирований или лица, участвующие в деятельности таких формирований», принимавших участие в деятельности самопровозглашенных органов в Донецкой и Луганской областях или противостоявших проведению силовой операции. Действие закона распространяется на лиц, если они в течение месяца со дня вступления в силу закона освободили или не удерживают заложников, добровольно сдали госорганам и не хранят огнестрельное оружие, боеприпасы, военную технику, не занимают помещения госорганов и органов местного самоуправления.
Под амнистию не подпадают и преступления по статьям, нарушающим целостность Украины, заявил уже сам Порошенко вечером в понедельник. «Под амнистию не подпадают преступники, которые совершили преступление по статьям уголовного кодекса – умышленное убийство, терроризм, покушение на жизнь государственного деятеля, работника правоохранительных органов, судьи, изнасилование, мародерства, издевательства над погибшими, издевательства над памятниками и целый ряд других статей, которые должны обеспечить целостность нашего государства», – заявил президент. Также амнистия не коснется лиц, действия которых привели к катастрофе самолета «Малайзийских авиалиний» 17 июля и препятствовали проведению расследования.
«Били нам морды и обливали зеленкой»
Депутат Верховной рады от Запорожской области Евгений Балицкий (Партия регионов) уверен – закон в парламенте поддержат, несмотря на уже начавшиеся предвыборные страсти. «Там сегодня все боятся, что людей тупо пострелять могут, так что поддержат, даже не задумываясь, – сказал газете ВЗГЛЯД депутат. – Когда мы три месяца назад говорили, что надо искать компромисс, добиваться мира, нас объявляли сепаратистами, били нам морды и обливали зеленкой. Сегодня они сами кричат о том же самом. Надо было положить несколько тысяч жизней? Испортить отношения с соседом, с которым мириться придется? Все это – чтобы сказать, что это не федерализация?»
Однако Балицкий сомневается, что этот законопроект будет применен на практике, напоминая, что иные его пункты откровенно противоречат конституции. «Мы не признаем аннексию Крыма, но признаем, что в Донбассе – ситуация, которую мы разрешить ни силовым, ни политическим способом пока не смогли. Значит, надо признавать либо федеральные, либо какие-то иные округа, но в конституции такого даже слова нет. Либо мы должны принять решение вопреки конституции, либо поменять конституцию, которую тоже не можем поменять в один присест. Проголосовать – это не вопрос, но это будет незаконно и нелогично, за это мы все будем отвечать», – тревожится депутат.
Впрочем, политик все равно поддерживает законопроект. «Порошенко сейчас идет в правильном направлении, это путь мира. Если он удержится от давления «партии войны» – а их сейчас большинство, – он войдет в историю как человек, сумевший остановить кровопролитие. Я поддержу любое решение, которое направлено на то, чтобы перестала литься кровь», – заявил Балицкий.
«Черные» и «красные» списки
«Для нас приемлемый вариант был 6 апреля, когда мы говорили об особом статусе. Этот вариант не рассматривался. После этого погибло много людей, теперь какой может быть статус? Люди приняли решение, они провели референдум, было волеизъявление народа. Народ сделал свой выбор – отдельная Луганская народная республика», – заявил в ответ на инициативу Порошенко премьер-министр самопровозглашенной ЛНР Геннадий Цыпкалов, которого цитирует РИА «Новости».
«Этот закон написан для Украины, но не для Новороссии. Этот закон сегодня нужен Киеву и Львову. Надо менять структуру Украины и делать ее федеративным государством. Но вынужден признать, что нам и он не подходит», – заявил газете ВЗГЛЯД председатель парламента Новороссии Олег Царев.
Напомним, что один из пунктов минских соглашений гарантировал неприкосновенность участникам тех переговоров. По мнению Царева, амнистия должна быть более широкой. «Это не то, о чем мы договаривались в Минске, я думаю, это будет исправлено», – заметил спикер.
Первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин сказал, что его вообще не интересует, подпадает ли он лично под обещанную амнистию. «Мне все равно. Я собираюсь участвовать в переговорных процессах, но мне для этого на Украину ездить не обязательно», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
В ДНР вообще не считают проект закона актуальным для себя. «Это законопроект для Украины. Для Донецкой народной республики законы создает наш собственный парламент, – заявил он и добавил: – Возможно, это будет точка соприкосновения для будущих переговоров, но не более того».
Собеседник заявил, что не очень доверяет изложенным в законопроекте перспективам. В частности, это касается амнистии. «Практика говорит о другом. У нас тяжело идет обмен пленными и заложниками. У Киева есть некие «черные» и «красные» списки. Даже лиц, отпущенных по обмену, потом вызывают в СБУ, всячески преследуют, – сказал Пургин. – Красивые заявления, на практике все выглядит по-другому».
Особенно скептически он настроен в отношении возможного проведения 9 ноября местных выборов. «В Донецкой народной республике выборов не назначали. Мы же не назначаем выборы на Украине», – сказал собеседник агентства. «Пару районов, где они контролируют, – там они выборы проведут. Не более того», – добавил он.
Тем не менее первый вице-премьер не отрицает пользу законопроекта. «Нас это касается, но в рамках общего разговора. Никаких политических соглашений с Киевом быть не может. Но мы должны помнить о том, что мы ответственные люди. У людей есть экономические связи, родственные, культурные, и хотелось бы сохранить хорошее, несмотря на то, что нацисты временно у власти в Киеве», – сказал он.
Конфедерация или уход
Многие пункты из закона не только отражают минские соглашения, подписанные 5 сентября, но и перекликаются с более широкими тезисами из переговорной позиции, которую 1 сентября российские агентства распространили от имени Пургина: признание Киевом особого статуса ДНР и ЛНР, гарантия независимой от Киева внешнеэкономической деятельности, статус русского языка. По сути Донбасс представлен в этой схеме в составе Украины как субъект конфедерации.
Как заявлял тогда тот же Пургин, предложения ДНР и ЛНР содержат «порядка восьми–девяти пунктов». «Здесь все: и пленные в том числе, и гуманитарная миссия, и прочее», – сказал тогда представитель Донецка. Неполный список пунктов: особый режим охраны порядка, назначение прокуроров и судей властями республик, проведение амнистии политзаключенных, ополченцев, политиков и судей, создание комиссии для выработки договора о мирном урегулировании конфликта на Украине и восстановлении Донбасса, гарантия права официального использования русского языка в ДНР и ЛНР.
Особый пункт – признание Киевом особого статуса ДНР и ЛНР и гарантия внешнеэкономической деятельности республик при учете необходимости интеграции ДНР и ЛНР с Россией и Таможенным союзом. Как предполагал тогда в интервью газете ВЗГЛЯД российский политолог Сергей Марков, особый статус Юго-Востока будет действовать в течение условного переходного периода в случае прекращения огня обеими сторонами. По сути, по словам эксперта, речь пойдет об автоматическом замораживании конфликта по типу конфликта между Молдавией и Приднестровьем.
В целом, говорил Марков, общественное мнение в Новороссии по поводу статуса края разделилось. «Большинство людей выступает за полное присоединение к России, часть согласна остаться в составе Украины на условиях конфедерации, а еще одна часть согласна на «приднестровский» вариант. Именно приднестровский, а не, скажем, абхазский. Абхазию Грузия блокирует, в то время как в Приднестровье блокады нет». Как отмечал политолог, «приднестровский» статус плюс выход к морю и общая граница с Россией – это весьма эффективный и выгодный для Новороссии выход из ситуации.
До соглашений, подписанных в Минске 5 сентября, внутри ополчения Юго-Востока вообще звучали призывы к походу на Киев. Как сообщало ИА Regnum, один из полевых командиров Алексей Мозговой в конце августа заявил, что прекращение боев в Донбассе возможно «только при условии полной победы над олигархической киевской властью». «Мы на переговоры никогда не пойдем с киевской властью, это преступление», – сказал Мозговой, выступая в Ялте. «Наша максимальная цель – свержение олигархического строя в Киеве и создание Новороссии». Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 64
Рейтинг поста: