«Правительству Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации и развития национальной экономики предоставляется право утверждать перечень «стран-агрессоров», — говорится в пояснительной записке законопроекта.
Согласно документу, иностранным юридическим и физическим лицам, зарегистрированным в «стране-агрессоре», а также российским юридическим лицам аффилированным или зависимым от таких иностранных лиц будет запрещено осуществление на территории Российской Федерации деятельности по проведению аудита, предоставлению юридических и иных консультационных услуг.
— Правительству предоставляется право вводить ограничения для работы консалтинговых и аудиторских компаний из списка стран-агрессоров, которые ввели против России санкции, — пояснил «Известиям» Федоров.
По его словам, правительство сможет подходить к списку избирательно, с учетом всех факторов.
— Это право правительства определять, какие компании войдут в санкционный список. Но как минимум в него попадут все 6 крупных американских аудиторских и консалтинговых фирм, работающих в России. Это «Делойт», КПМГ, «Ернст енд Янг», «ПрайсУотерхаузКуперс», «Бостон консалтинг групп», «Маккензи», — считает депутат.
Между тем парламентарий полагает, несмотря на то, что до осени, когда законопроект будет рассмотрен палатой, еще далеко, кабинет министров уже сейчас может действовать в ускоренном режиме, «не дожидаясь закона по крайней мере в части госзакупок».
— Мы законопроект подготовили, завтра направим его на отзыв в правительство и параллельно будем вносить в Госдуму, — рассказал Федоров.
Эксперты считают, что российское законодательство давно нуждается в подобном уточнении.
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, любая корпорация, даже очень крупная, лояльна к той стране, в которой зарегистрирована, и она может выполнять деликатные поручения в пользу своего государства, не признаваясь в этом.
— В некоторых странах, например в США, происходит ротация специалистов — из бизнеса они идут работать на государственные должности. Любой руководитель американской консалтинговой фирмы в последствии легко может оказаться на высокой должности в ЦРУ и потом вернуться обратно в бизнес, — говорит Делягин.
Он считает, что критерии, по которым компания и страна могут попасть в санкционный список, должны быть отданы не на откуп правительства, а прописаны на законодательном уровне.
— Правительство — это исполнительный орган, у него и без этого хватает задач, в том числе чрезвычайных, таких как пожары, наводнения и другие форс-мажоры. Именно депутаты должны определить, что они подразумевают под понятием «агрессор». Кроме того, необходимо законодательно прописать процедуру, по которой страна-агрессор будет признаваться таковой. Речь идет о качественно новом юридическом понятии, надо конкретизировать процедуру присваивания такого понятия и процедуру вывода из этой категории, а также прописать комплексные санкции, которые мы вводим против такой страны и ее бизнеса. Санкции должны быть поэтапные, сначала более мягкие, а потом более жесткие. И самое главное, чтобы это всё было отражено в законе, — поясняет Михаил Делягин.
Экономист Никита Кричевский говорит, что российские ведомства и госкомпании, заключая договоры с иностранными консалтинговыми и аудиторскими компаниями, за счет российского бюджета фактически в условиях санкций продолжают финансировать иностранные экономики и тем самым подогревают отток капитала, потому что миллиарды рублей уходят на Запад.
— Из-за этого не даем в России развиваться собственному консалтинговому бизнесу, — считает он. — В законопроекте надо точно сформулировать, что санкции с российской стороны должны распространяться не только на материнские западные компании, но и на их дочерние структуры и даже работающие по фрайчайзингу.
Кричевский удивлен, почему российские заказы до сих пор уходят компаниям, которые неоднократно доказали свою некомпетентность и непрофессионализм.
Он напомнил, что в середине 80-х годов XX века компания «Маккензи» на основе своих аналитических выкладок давала прогнозы, которые не то что не сбывались, а приводили к банкротству корпораций. Экономист привел в пример исследование на предмет распространения беспроводной, то есть мобильной связи: «Маккензи выдала заключение, в котором говорилось, что перспектив у мобильной связи не было никаких».
Кричевский считает, что в условиях информационной войны эти компании могут дать российским структурам «неправильные или ложные рекомендации, предоставить не совсем верную информацию».