Успех партий евроскептиков на майских выборах в Европарламент ставит под вопрос процесс перехода Грузии от недавно подписанного с Евросоюзом соглашения об ассоциации к давно вынашиваемой цели — полноправному членству в Евросоюзе.
Расположенный во французском Страсбурге законодательный орган ЕС — единственный правительственный орган блока, избираемый путем прямого голосования — ведает вопросами членства в ЕС, иммиграционной политики и бюджета. Он также утверждает назначение кандидатур в Еврокомиссию, курирующую повседневные аспекты функционирования ЕС.
Хотя евроскептики получили на состоявшихся 22-25 мая выборах лишь порядка 140 из 751 места в парламенте, их количества может оказаться достаточным, чтобы притормозить инициативы по продвижению Грузии и других двух бывших советских республик, Молдовы и Украины, по пути к членству в ЕС.
В Великобритании и Франции, являющихся одними из крупнейших стран Европы, большинство голосов, хоть и с небольшим отрывом, получили партии, выступающие против ЕС, еврорасширения и иммиграции (Партия независимости Соединенного Королевства и Национальный фронт соответственно). Кроме того, в парламент прошли представители ультраправой Национально-демократической партии Германии, а также называющей себя неонацистской партии Греции «Золотой рассвет» и профашистской партии Венгрии «Йоббик».
На этом фоне разговоры о дальнейшем расширении ЕС становятся сегодня для политиков европейского блока из 28 стран просто «самоубийственными». Это, в свою очередь, делает затруднительным для любого претендента на вступление в союз задачу продвижения к полноправному членству, подчеркивает Саломе Самадашвили, в прошлом постпред Грузии в ЕС, а ныне приглашенный научный сотрудник при Центре европейских исследований им. Мартенса в Брюсселе.
«Избиратели ощущают усталость от курса на расширение и послали сильный сигнал основным традиционным проевропейским партиям, — говорит она. — Я не ожидаю каких-либо серьезных сдвигов в … политике, но странам Европейского партнерства теперь придется иметь дело с новой ситуацией».
Евродепутат от антииммиграционной Партии независимости Соединенного Королевства Уильям Дартмут (William Durtmouth) конкретизирует свою позицию. В случае вступления Грузии в ЕС «произойдет массовая иммиграция с несоразмерным перекосом в сторону Великобритании», спровоцированная «гигантской несоразмерностью доходов», прогнозирует он. В качестве подобных примеров в прошлом он приводит Польшу, Румынию и Болгарию. «Самым рациональным на сегодня решением для всякого жителя Грузии, случись у него такая возможность, будет направить свои стопы в Великобританию, — добавляет депутат. — Мы категорически возражаем против политиков и бюрократов, выступающих за неограниченное расширение».
Правительствам Великобритании и Франции, возможно, придется ужесточить свою позицию по вопросам иммиграции и расширения ЕС в результате подъема политических движений правого толка, писал в недавней статье для электронного журнала Berfrois профессор политики Астонского университета в Бирмингеме Джон Гаффни (John Gaffney).
Точное количество граждан Грузии, работающих на территории ЕС, определить довольно сложно, отчасти в силу того, что многие живут там без официальных документов. Их экономическое воздействие легче поддается оценке: по данным Нацбанка Грузии, в 2013 году граждане Грузии перевели из стран ЕС порядка 403 млн долларов.
Это делает испытываемую евроскептиками неприязнь к иммиграции серьезной проблемой для Тбилиси, что, в свою очередь, может сказаться на шансах Грузии и Украины на предоставление их гражданам безвизового въезда (сроком до 90 дней) в 22 страны Евросоюза, на что требуется согласие Европарламента, а также Европейского Совета, представляющего правительства стран ЕС, и Еврокомиссии. Граждане Молдовы уже пользуются таким режимом. Госминистр Грузии по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Алексей Петриашвили, называющий себя оптимистом, полагает, что евроскептицизм все-таки сойдет на нет.
«Скептицизм по отношению к расширению ЕС переменится, а Грузия к тому моменту будет готова [к членству в ЕС], — прогнозирует он в интервью EurasiaNet.org. — Договор об ассоциации — это генеральный план европеизации Грузии. Я уверен, что процесс ратификации государствами-членами ЕС пойдет без заминки».
«Мы четко разъясняем нашим гражданам, что безвизовый режим — это не разрешение на работу и не грин-карта», — подчеркивает чиновник. Он рассчитывает, что соглашение о либерализации визового режима будет окончательно оформлено к началу 2016 года.
Некоторые аналитики полагают, что в пользу всех трех бывших советских республик, настроенных на вступление в ЕС, сыграет такой фактор, как отсутствие единства между партиями евроскептиков: совместные действия даются им с трудом и это может усложнить задачу превращения численного успеха во влияние на проводимый политический курс.
«Они [евроскептики] хуже троцкистов в плане всякого рода расколов, распрей, разногласий и драчек в целом, как бы они ни старались взаимодействовать», — пишет профессор Гаффни в своей статье в Berfrois. И все же оснований для опасений остается много. Как ни парадоксально, но в случае Грузии проблемы для европейских устремлений Тбилиси могут создать последние внутриполитические события в стране. Так, например, в связи с арестом 3 июля по уголовным обвинениям и помещением под стражу до суда одного из видных лидеров оппозиции, экс-мэра Тбилиси Гиви Угулавы, посол ЕС Филипп Димитров отметил, что подписанное 27 июня Соглашение об ассоциации еще не гарантирует «всего остального», в том числе безвизового режима с ЕС, сообщило информагентство «Пирвели».
Внешнеполитическое ведомство ЕС призвало Тбилиси гарантировать Гиви Угулаве прозрачный и политически нейтральный «судебный процесс». Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили назвал произведенное задержание «торжеством справедливости» и доказательством соблюдения Грузией принципа верховенства закона.
По сравнению с Украиной Грузию не следует считать крупным поставщиком мигрантов, полагает старший научный сотрудник брюссельского Центра изучения европейской политики Майкл Эмерсон (Michael Emerson). Население Украины, насчитывавшее по состоянию на 2013 год порядка 45 млн человек, почти в 10 раз превышает население Грузии. «Полагаю, что если Грузия подойдет к вопросу осторожно и взвешенно, то она может обрести безвизовый режим уже в довольно краткосрочной перспективе, — прогнозирует эксперт. — Это небольшая страна».
Источник новости
Рейтинг публикации:
|