Несмотря на растущее технологическое отставание, Россия пытается сохранить инженерное образование. Правда, кто и как будет готовить инженеров для тех современных производств, которых нет в РФ, – не очень понятно. Возможно, поэтому Владимир Путин рекомендовал вчера приглашать иностранцев для преподавания на технических факультетах в России.
Президент Владимир Путин провел вчера заседание Совета по образованию и науке, темой которого была подготовка инженерных кадров в стране. Путин отметил недостаток практической подготовки у студентов, ведь ведущие российские образовательные центры географически оторваны от профильных предприятий промышленности. Он также обратил внимание на нехватку квалифицированных педагогов, знакомых с современными технологиями. И предложил выписывать специалистов – в том числе российского происхождения – из-за рубежа.
Президент видит несколько способов улучшения ситуации с качеством подготовки молодых инженеров. Сейчас, по мнению Путина, серьезной проблемой является географический разрыв между техническими вузами и промышленными предприятиями. Ведь крупнейшие индустриальные центры сосредоточены на востоке страны, а ведущие техвузы преимущественно находятся в европейской части. «Получается, что специалистов в области металлургии, автомобилестроения, в других сферах готовят вдали от профильных промышленных предприятий», – цитирует президента Интерфакс.
«Бюджет тратит огромные средства, вузы работают, как классик говорил – «контора пишет». А студенты зачастую уже заранее знают, что инженерами они работать не будут, в другой город, в другой регион страны – не поедут, хотят остаться там, где они учатся», – отметил президент.
По его мнению, необходимо искать гибкие, но эффективные подходы и решения. «Например, базовую инженерную подготовку можно осуществлять в технических вузах столичных городов, а на старших курсах увеличивать количество образовательных программ, совмещенных с практикой на предприятиях в соответствующих регионах», – предложил Путин.
Помимо этого президент призвал активнее приглашать ведущих зарубежных ученых для преподавания на технологических факультетах российских вузов. Он положительно оценил реализацию программы «Мегагрантов», в рамках которой у российских студентов появилась возможность напрямую учиться у звезд мировой науки, в том числе у россиян, работающих за рубежом. Путин также считает необходимым создавать возможности для внутренней академической мобильности, чтобы преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов обучали студентов в регионах.
Президент добавил, что считает правильным и необходимым привлекать к преподаванию специалистов с предприятий. По его словам, нужно обратить особое внимание на направления, определяющие новый технологический уклад – робототехнику, биотехнологии, инжиниринг и дизайн, превентивную и персональную медицину.
Путин напомнил, что потребности в инженерных и технических кадрах в России надо рассчитать на десятилетие вперед. «Прежде всего следует определить, какие специалисты потребуются отраслям промышленности, нашим регионам через 5, 10 лет. Хотелось бы, конечно, заглянуть и за более далекий горизонт, лет на 20, хотя мы все прекрасно понимаем, что жизнь так быстро идет вперед, технологии так быстро меняются, что, наверное, на 20 лет прогнозировать сложно. Но чем дальше мы за этот горизонт сможем заглянуть, тем лучше, – отметил глава государства. – И, безусловно, необходимо четко понимать, какие отрасли могут стать локомотивами развития целых территорий, таких как Сибирь, Дальний Восток, Арктика. Следует рассчитать потребности в инженерных и технических кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Сделать это – в разрезе отраслей, регионов и крупнейших работодателей».
Между тем многие технические факультеты сегодня больше напоминают музеи. На давно устаревшем оборудовании преподаватели-ветераны рассказывают нынешним студентам об истории советской техники прошлого века.
Впрочем, далеко не все оценивают состояние технического образования столь скептически. Так, например, ректор МАТИ Александр Рождественский полагает, что сегодняшняя подготовка инженеров у нас в стране по-прежнему остается на высоком уровне. «Инженерное образование в России всегда было и остается сильным. Другое дело, что время требует реформирования образовательных программ. Новые технологии, новые отрасли – все это требует и новых подходов к инженерному образованию», – согласен эксперт. Летчик-космонавт Александр Лазуткин полагает, что у нынешних молодых специалистов имеется недостаток не столько в практике, сколько в базовых знаниях. «Те, кто приходит с современной российской подготовкой, показывают себя не слишком хорошо. Молодых инженеров на предприятии приходится не просто корректировать, а буквально доучивать. Не знают не только законов предприятия, но и просто фундаментальных законов естественных наук», – сетует эксперт. При этом, по словам Лазуткина, необходимо в первую очередь обратить внимание на качество школьного образования. По его мнению, подготовка современных школьников недотягивает до уровня университетов.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
Именно... Но, при этом у некоторых такое самомнение, что не дай бог кого поправишь)))
--------------------
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2717
Рейтинг поста:
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1722494
--------------------
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2321
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста: