Грузия и Евросоюз 27 июня подписывают в Брюсселе соглашение об ассоциации, включающее и соглашение о свободной торговле. При этом в Тбилиси хорошо понимают, что европейское будущее страны – это только перспективы. Российский же рынок, открывшийся в прошлом году после семилетнего эмбарго, – самое что ни на есть осязаемое настоящее, приносящее доходы в казну.
Российский рынок выгоден для государства в целом и для многих грузинских бизнесменов и граждан в частности. Поэтому терять его Грузия не хочет, надеясь совместить движение в Европу с экономическим сотрудничеством с Российской Федерацией.
Чтобы уменьшить риски, специальный представитель премьер-министра Грузии по России Зураб Абашидзе договорился с заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным о проведении экспертных консультаций в связи с подписанием соглашения между Тбилиси и Брюсселем. Они состоятся в июле в Праге перед очередным раундом переговоров Карасина и Абашидзе и затронут торгово-экономическую проблематику.
«Эта встреча пройдет после подписания нами соглашения об ассоциации с ЕС. Этот документ мы ни в коем случае не рассматриваем в противовес отношениям с Россией или другими нашими странами в плане торговли, – заявил Зураб Абашидзе газете ВЗГЛЯД. – Кстати, европейцы поддерживают проведение такой встречи».
Источники газеты ВЗГЛЯД в экономическом блоке правительства Грузии подчеркнули, что на экспертной встрече грузинская сторона постарается убедить Россию, что заинтересована по-прежнему в ее рынке, поэтому какие-то экономические санкции со стороны России для Грузии крайне нежелательны.
«Наша ниша – не массовый товар»
Правительство Грузии радостно информирует, что теперь все грузинские продукты, кроме чеснока, будут освобождены от таможенных пошлин при их продаже в страны ЕС. Однако какие именно продукты и в каком объеме поступят из Грузии в ЕС? Что нужно там? Коллега рассказывал, что видел, как в супермаркете в Испании для пущей узнаваемости грузинский боржоми продавали под вывеской «Продукты из России». Россия то есть «поделилась» с одним из самых узнаваемых грузинских брендов.
Председатель аграрного комитета в парламенте Грузии Гигла Агулашвили пояснил газете ВЗГЛЯД, что рассчитывает в первую очередь на продвижение на европейском рынке «авторской продукции из Грузии. Это наша ниша, не массовый товар, а единичный, зато очень высокого качества. То же вино». Надо сказать, что в Грузии нет выкладок официоза, сколько и чего Грузия повезет в ЕС. В основном на эту тему высказываются независимые аналитики. Однако прежде несколько цифр, которые о главной «надежде» Грузии – вине.
Как заявили газете ВЗГЛЯД в Национальном агентстве вина местного минсельхоза, Грузия в первые пять месяцев 2014 года продала 22 779 153 бутылки вина (прирост – 14 процентов). Его вывезли в 32 страны. Сколько в Россию? Почти 70 процентов! Или 15 641 383 бутылки. В первой тройке потребителей грузинского вина нет стран ЕС – Россия, Украина и Казахстан. И только потом, с очень большим отставанием, Польша и Латвия.
«Подписываемые 27 июня соглашения еще должны пройти ратификацию в парламентах Грузии и всех стран Евросоюза. Так что реально они заработают через год–полтора, не раньше, – сообщил газете ВЗГЛЯД бывший премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа. – Я полагаю, что если мы сможем переориентировать на страны ЕС около 15 процентов от объема алкогольной и сельскохозяйственной продукции, которую мы сейчас реализуем в России, это уже будет хорошо для грузинской экономики. Но сколько на это потребуется времени, неизвестно».
«Все же плюсов должно быть больше»
«Главные риски для экономики Грузии при подписании соглашений с ЕС – это неотвратимый удар по малому и среднему бизнесу, – продолжает Тенгиз Сигуа. – Кому теперь понадобится грузинская продукция на нашем же рынке, если ее можно будет заменить более качественной продукцией из стран Европы? Аналогичное происходило в свое время, например, в Болгарии, Румынии. Но это надо пережить. Все же плюсов должно быть больше. Например, бутылка хорошего красного грузинского вина в России стоит 5–6 евро, в Европе оно может стоить 20. Я также знаю, что Европа уже готова закупать грузинский орех фундук. Это не менее 10 тысяч тонн в год. Мы сможем продавать в Европе, уверен, наши цитрусы, другую продукцию сельского хозяйства. И сырье. Например, марганцевые ферросплавы из Зестафони, около 100 тысяч тонн в год. Они и сейчас идут на Запад наряду с постсоветскими рынками».
Председатель Международной торговой палаты в Грузии Фади Асли считает, что подписание соглашения о свободной торговле с ЕС будет иметь большое положительное влияние с точки зрения привлечения инвестиций в Грузию. «Если учесть, что в Грузии дешевая рабочая сила и низкие цены на электроэнергию, в случае устранения искусственных таможенных барьеров европейцы с удовольствием придут на этот рынок», – отметил Фади Асли.
«Не думаю, что можно сравнивать исходящие от России риски для Грузии и Украины от ассоциации с ЕС, – считает экс-премьер Сигуа. – Украина очень зависит от торговли с Россией. Мы меньше. Мы смогли частично переориентироваться на другие рынки за годы эмбарго».
Кстати, и официальные лица, и эксперты в Грузии даже хвалят это эмбарго – оно помогло делать то же вино более качественным.
ЕС не против связей России и Грузии
«Россию больше волнует сближение Грузии с НАТО, чем с ЕС», – резюмирует бывший председатель правительства Грузии.
Кроме того, по его словам, важно, что интеграция Грузии с Евросоюзом не ударит по интересам союзника Москвы в регионе – Еревана.
«Грузия не будет увеличивать пошлины на поставки через ее территорию продукции в Армению, а в основном это товары из России, – говорит он. – Все это уже урегулировано в рамках ВТО. По моим данным, во всем этом заверили посетившего на днях Грузию президента Армении Сержа Саргсяна».
На этой неделе инспекторы Россельхознадзора проверяют продукцию сельского хозяйства – фрукты и овощи, Грузия рассчитывает, что и этот сегмент откроется для поставок. В целом же в январе-апреле 2014 года Россия заняла третье место среди стран – основных торговых партнеров Грузии. Внешнеторговый оборот Грузии с Россией за данный период составил около 252 миллионов долларов, что на 50,4 процента больше, чем за январь-апрель 2013 года. Оборот с Россией за четыре месяца составил 7,3 процента от всего внешнеторгового оборота Грузии. В частности, экспорт из Грузии в Россию вырос за этот период на 66,155 миллиона долларов и составил 87,234 миллиона долларов – это 9,4 процента от общего объема экспорта Грузии.
12–13 июня Тбилиси посетил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Особое внимание на его совместной пресс-конференции с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили привлекло заявление о том, что ЕС «не против связей России и Грузии и аналогичных отношений Грузии с другими странами». «Торговля не является конфронтацией, наоборот, это то сотрудничество, где каждый является победителем», – заявил Жозе Мануэл Баррозу. За несколько недель до этого он в Брюсселе сказал, что «Грузия не сможет вступить в ЕС, это невозможно. Но мы должны сделать все, чтобы приблизить Грузию к ЕС... На это направлено соглашение об ассоциации». В прошлом году ЕС предоставил Грузии помощь примерно на 150 миллионов евро, а в этом году Еврокомиссия уже передала Грузии и Молдавии помощь в размере 30 миллионов евро.
Тогда же еврокомиссар Штефан Фюле заявил, что подписание Грузией соглашения об ассоциации «на Россию и ее торговые интересы не окажет никакого влияния».
«После подписания соглашения с ЕС в краткосрочной перспективе следует ждать роста ВВП Грузии на 1,7 процента, в долгосрочной – на 4,3 процента, – говорит эксперт Демур Гиорхелидзе, в прошлом глава комитета отраслевой экономики в парламенте Грузии. – В краткосрочной перспективе рост экспорта будет 9 процентов, импорта – 4,4. В долгосрочной перспективе рост экспорта – 12 процентов, импорта – 7,5. Единственным надежным показателем на них является рост ВВП в долгосрочной перспективе (4,3), однако для грузинской экономики этот показатель мизерный, и надеяться на какие-то серьезные перспективы было бы большой наивностью».
«Украине будет несравненно тяжелее»
По словам этого аналитика, сравнивать возможные меры России против Украины и Грузии и потери в связи с этим от торгово-экономического сближения с ЕС нельзя.
«Украине будет несравненно тяжелее. У нее по сравнению с Грузией огромная экономика, очень сильно привязанная к России, – сказал Демур Гиорхелидзе газете ВЗГЛЯД. – Мы при товарообороте с Россией оплачиваем НДС и таможенные сборы, в целом это около 2 процентов стоимости товара. Действуют еще прежние соглашения, регулирующие наши экономические связи с Россией, которые были подписаны до разрыва дипломатических отношений в 2008 году. Полагаю, что таможенные сборы нам поднимут не только Россия, но и другие страны Евразийского экономического союза. Это не катастрофа для нашей маленькой экономики, но надо быть к этому готовыми. Россия также не допустит реэкспорта, будет строго это контролировать. Россия будет получать из Грузии только те товары, в которых сама заинтересована, поэтому и регулярно присылает сюда своих экспертов проверять качество продукции».
«В Европу мы много чего продавать не сможем, рынок Европы строго регламентирован, там высокие требования к качеству, никто не даст нам право на демпинг. Вот почему я говорю, что соглашение, подписываемое нами, в целом хорошее, перспективное, но пока выгоды призрачны. Предстоит очень много работать», – резюмировал эксперт.
Тем не менее Грузия готовится отпраздновать 27 июня подписание соглашений. В этот день вечером в Тбилиси состоится праздничный концерт. В самом центре – на площади, которая носит имя Европы. На нем будет присутствовать премьер-министр Ираклий Гарибашвили, который прибудет на площадь сразу по возвращении из Брюсселя. Источник: www.vz.ru.
Рейтинг публикации:
|