Независимость Шотландии – это не просто новый флаг и гимн, это сложный процесс, и обе стороны разбрасываются цифрами и прогнозами, которые, судя по всему, приводят в ещё большее замешательство и без того сомневающихся шотландцев.

Так, сейчас в составе Великобритании Шотландия является членом Евросоюза, однако председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил в феврале, что независимой Шотландии будет «крайне сложно, если не невозможно» войти в ЕС.

«Многие европейские лидеры дали ясно понять, что присоединение Шотландии к Евросоюзу не только не будет автоматическим, но повторная процедура вхождения в ЕС попросту нежелательна», - говорит председатель консервативного аналитического центра Bow Group Бен Харрис-Куинни.

Однако сторонники независимости считают, что ЕС не может просто так взять и вышвырнуть шотландцев, которые уже являются его частью.

«Если 5 миллионов граждан проголосуют за независимость своей страны, то по опыту общения с европейскими дипломатами и политиками я знаю, что они примут этот выбор», - говорит член британского парламента от Шотландской национальной партии Агнус Макнил.

НАТО – еще один элитарный клуб, в котором, по утверждениям сторонников независимости, Шотландии удастся сохранить членство.

«Значительная часть ядерного арсенала НАТО базируется в Шотландии. Сторонники независимости активно выступают против ядерного оружия. Но пока непонятно, будут ли они и дальше придерживаться такой политики или готовы занять более гибкую позицию, чтобы стать членом НАТО», - считает Бен Харрис-Куинни.

Некоторые сторонники свободной Шотландии уверены, что страна останется членом НАТО в любом случае.

 «Шотландия расположена в самом центре Северной Атлантики, поэтому без Шотландии НАТО почувствует себя очень некомфортно. Кроме того, вскоре НАТО возглавит представитель Норвегии — страны с населением 5 миллионов человек, не обладающей ядерным оружием», - отмечает Агнус Макнил.

Один из наиболее обсуждаемых вопросов – цена, которую Шотландии придется заплатить за выход из состава Соединенного Королевства. По оценкам Министерства финансов Великобритании, отделение обойдется Шотландии в 1,5 миллиарда фунтов. Лидер Шотландской национальной партии Алекс Салмонд называет эти цифры чепухой, но при этом не озвучивает собственные прогнозы.

До референдума осталось всего 100 дней, и сейчас понятно лишь одно: никто не знает, что произойдет. По данным опросов, сторонники отделения сейчас в меньшинстве, но если жители Шотландии все же выберут независимость, обеим сторонам придется проводить сложный переговорный процесс, который может затянуться на долгие годы.