Сейчас пограничные пункты «Должанский» и «Красный партизан» закрыты в связи с отсутствием пограничников, «что делает невозможным работу таможенных пунктов пропуска». Это не первые пограничные заставы, оставленные украинскими военными.

Накануне после двухдневной осады сдались пограничники Луганского погранотряда. Ополченцы начали штурм этой военной части ещё 2 июня. Украинская пограничная служба заявила тогда, что начала рассматривать вопрос о наземной операции по поддержке заблокированных пограничников. Ситуацию по горячим следам прокомментировал тогда председатель Госпогранслужбы Николай Литвин: «Я поднимал и сегодня буду поднимать вопрос, чтобы мы действовали быстро и оперативно в этом направлении». Впоследствии ведомство озвучило информацию, что отряду была оказана помощь с воздуха.

Однако помощь с воздуха оказалась мифом. Впрочем, и наземная помощь пограничникам Луганска так и не пришла. В результате 4 июня отряд сдался. Как рассказали представители ополчения, офицеры сбежали, а солдаты-срочники сложили оружие.

Госпогранслужба Украины, пытаясь сохранить лицо, назвала капитуляцию погранзаставы передислокацией. «Управление Луганского отряда и отдел пограничной службы "Станично-Луганское" передислоцированы в более безопасные места для выполнения задач по организации охраны государственной границы», - говорилось в официальном сообщении ведомства.

В тот же день в Луганске без боя сдалась часть подразделения внутренних войск. А ближе к вечеру появилось сообщение, что военнослужащие с другой пограничной заставы, расположенной в населённом пункте Свердловск Луганской области, тоже оставили место несения службы. Они собрали свои вещи, погрузили их в 10 автомобилей и колонной двинулись по направлению к Харькову.

По словам покинувших эту воинскую часть пограничников, их отряд был взят в кольцо ополченцами, но они смогли уехать. «Мы собрались и уехали из пограничного отдела. Кто и что там сейчас, не знаю. Может, и заняли наш отдел. Мы собрались и всё вывезли», - рассказал офицер отряда, замначальника отдела погранслужбы Александр Коваленко газете «Восточный экспресс».

Сдаём своих

Во время стремительного развития событий в Крыму киевские генералы продемонстрировали себя не с лучшей стороны, пытаясь возложить всю ответственность на своих подчинённых. Так, в конце марта в прямой в эфир украинского канала исполняющему обязанности министра обороны адмиралу Игорю Тенюху, который находился в студии, сумел дозвониться заместитель командира керченского батальона морской пехоты Алексей Никифоров. Он спросил у министра, почему из Киева не поступает никаких приказов и как должны действовать украинские военнослужащие в Крыму в сложившейся ситуации.

В ответ министр вместо конкретных указаний обвинил офицера в непрофессионализме и буквально отчитал его: «Мне жаль, что у вас такая слабая моральная обстановка в коллективе. Когда вы набирали своих контрактников, нужно было думать про это ответственно – думать как раз про то время, которое наступит, а не для потешных войск, чтобы в мирный час смотреть, какие мы герои. Все определяется в боевой обстановке».

Не удивительно, что подавляющее большинство военнослужащих Керченского батальона морской пехоты подало рапорт о переходе на службу в вооружённые силы России.